Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Макировой Е.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1647/2021 по административному исковому заявлению Селищевой Людмилы Евгеньевны к Московской городской Думе, Мэру Москвы о признании недействующей статьи 7 Закона города Москвы от 28 декабря 2016 года N55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" с момента принятия, УСТАНОВИЛ:
26 декабря 2016 года Московской городской Думой принят Закон города Москвы N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы", который был подписан Мэром Москвы и официально опубликован в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, том 7, 30 декабря 2016 года, "Ведомости Московской городской Думы", 03 февраля 2017 года, N 1, с. 206, официальный сайт Московской городской думы http://www.duma.mos.ru 29 декабря 2016 года, официальный сайт Правительства Москвы, 29 декабря 2016 года, начало действия документа 09 января 2017 года.
Селищева Л.Е. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Московской городской Думе, Мэру Москвы о признании недействующей статьи 7 Закона города Москвы от 28 декабря 2016 года N55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" с момента принятия.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1 и 3 которой а кты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В судебном заседании представители административного истца Селищевой Л.Е. - Бойко В.Е, Минушкина А.И. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, письменных объяснениях.
Представители административного ответчика Мэра Москвы Собянина С.С. - Косимова О.В, административного ответчика Московской городской Думы - Голочерепова Е.В. административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представить заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Гарпиченко Я.Э. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Законом города Москвы N55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" (далее Закон города Москвы N55) внесены изменения: в статью 8 Закона город а Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 " Об организации местного самоуправления в городе Москве " ; в Закон города Москвы от 25 января 2006 года N 7 " О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях " ; Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 " Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве "; Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 " Основы жилищной политики города Москвы "; в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 " Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения "; в с татью 2 Закона города Москвы от 26 января 2011 года N4 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве". Также принята статья 7, регулирующая переходные положения в связи с принятием Закона города Москвы N55 и внесенными изменениями в законы города Москвы, регулирующие жилищные отношения в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются в том числе федеральными законами.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации других федеральных законов.
В соответствии со статьей 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
- определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
- определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
- определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
- иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Устава города Москвы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Принятие законов города Москвы в силу статьи 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона N 184-ФЗ и статьям 33 и 35 Устава города Москвы - Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (города Москвы) и принимает законы города Москвы по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Московская городская Дума, как законодательный орган субъекта Российской Федерации, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта, регулирующего жилищные отношения в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8, подпунктом "б" пункта 7 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ, части 2 статьи 5, подпунктом 3 пункта 2 статьи 41 Устава города Москвы, оспариваемый закон города Москвы, принятый Московской городской Думой, подписан Мэром Москвы, являющимся высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы.
Из части 1 статьи 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" следует, что официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Оспариваемый закон города Москвы от 26 декабря 2016 года N 55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" был подписан Мэром Москвы и официально опубликован в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72, том 7, 30 декабря 2016 года, "Ведомости Московской городской Думы", 03 февраля 2017 года, N 1, с. 206, официальный сайт Московской городской думы http://www.duma.mos.ru 29 декабря 2016 года, официальный сайт Правительства Москвы, 29 декабря 2016 года, начало действия документа 09 января 2017 года.
С учетом изложенного, оспариваемый Закон города Москвы N55 принят с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Московской городской Думы на принятие данного нормативного правового акта, по форме и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.
Необходимо отметить, что административный истец не оспаривает принятие, введение в действие в установленном законом порядке, компетенцию Московской городской думы на принятие Закона города Москвы N 55.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 4 Закона города Москвы N55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" внесены изменения в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в частности признана утратившей силу статья 4.1 Закона, регулирующая права жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в частности.
Согласно статье 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения":
"1. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям".
Таким образом, с момента вступления в законную силу Закона города Москвы N55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" положения статьи 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" утратили силу и не применяются.
Необходимо отметить, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают такой категории нуждающихся в улучшении жилищных условий как "жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Указанная категория нуждающихся в улучшении жилищных условий введена Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях реализации среднесрочной жилищной программы города Москвы "Москвичам - доступное жилье", увеличения возможности доступа граждан к возмездным формам улучшения жилищных условий и устанавливал критерии признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Закон города Москвы N24 предусматривал создание возможности участвовать в городских возмездных программах улучшения жилищных условий для граждан, удовлетворяющих всем требованиям признания нуждающимися в жилых помещениях, кроме требования малоимущности.
Так, согласно части 9 статьи 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 (в редакции от 2 июля 2014 года) жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2- 4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. То есть соблюдение такого основного критерия для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, установленный жилищным законодательством Российской Федерации, как малоимущность не требовалось.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 17 Закона города Москвы N 29 (в редакции Закона города Москвы от 14.12.2016) жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, установленной в рамках соответствующей городской жилищной программы (путем получения субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, купли-продажи с рассрочкой платежа или использованием ипотечного кредитования).
При таких обстоятельствах положения статьи 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусматривали дополнительные гарантии по обеспечению жильем граждан, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Для признания нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ не требовалось быть признаным малоимущим. Такие граждане обеспечивались жильём в порядке очередности в рамках соответствующей городской жилищной программы.
С учетом изложенного признание утратившей силу статьи 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", предусматривающую дополнительные гарантии по обеспечению жильем граждан в конкретном субъекте Российской Федерации, не противоречит действующему федеральному законодательству.
Оспариваемые положения статьи 7 Закона города Москвы N55 предусматривают переходные положения в связи с принятием данного закона, в том числе с признанием утратившей силу статьи 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в частности:
"За жителями города Москвы, признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, сохраняется право на формы улучшения жилищных условий, имевшееся у них до вступления в силу настоящего Закона. Указанным жителям города Москвы жилые помещения или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях".
Из буквального содержания приведенной нормы права следует, что за гражданами, которые были признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, сохраняются право на формы улучшения жилищных условий, имевшееся у них до вступления в силу настоящего Закона. Таким гражданам жилые помещения или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися по критерию малоимущности в соответствии с федеральным законодательством.
При этом суд считает необоснованными доводы административного истца о несоответствии положений статьи 7 Закона города Москвы N55 положениям частей 1 и 3 стать 6 Жилищного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации:
- акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1);
- в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 3).
Как указывалось выше, оспариваемые положения статьи 7 Закона города Москвы N55 сохраняют за гражданами, которые были признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, право на формы улучшения жилищных условий, имевшееся у них до вступления в силу настоящего Закона. Таким образом, отношения по улучшению жилищных условий данной категории граждан, которые не были реализованы на момент принятия Закона города Москвы N55, сохраняются, носят длящийся характер и не противоречат положениям статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом обеспечение улучшения жилищных условий такой категории граждан после улучшения жилищных условий, нуждающихся жителей города Москвы, признанных нуждающимися по критерию малоимущности в соответствии с федеральным законодательством, соответствуют положениям статьи 40 Конституции Российской Федерации и статей 49 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих необходимость предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в целях исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, закрепленных статьёй 40 Конституции Российской Федерации, по обеспечению жилыми помещениями социально незащищенных малоимущих, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище. Эти положения федерального законодательства действовали на момент принятия статьи 4.1 Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Поэтому являются необоснованными доводы административного истца об ухудшении положений граждан, которые были признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в сфере обеспечения жилыми помещениями в связи с принятием статьи 7 Закона города Москвы N55.
При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Селищевой Людмилы Евгеньевны к Московской городской Думе, Мэру Москвы о признании недействующей статьи 7 Закона города Москвы от 28 декабря 2016 года N55 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" с момента принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.