Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном административное дело N3а-1903/2021 по административному исковому заявлению ООО "Парк Пресня" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775 по состоянию на 16 февраля 2018 года, УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО "Парк Пресня" обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775 по состоянию на 16 февраля 2018 года, указывая на несоответствие установленной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
В судебное заседание от представителя Управления Росреестра по Москве поступил отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что административным истцом не соблюден установленный порядок досудебного рассмотрения спора, поскольку в Комиссию по рассмотрению результатов определения кадастровой стоимости административный истец не обращался, пересмотр кадастровой стоимости по состоянию на 16 февраля 2018 года осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании заявил ходатайство об оставлении административного искового заявления без рассмотрения. Представитель административного истца возражал против удовлетворения ходатайства. Представитель ФКП Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещался о рассмотрении дела.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд только при условии соблюдения административным истцом установленного федеральным законом досудебного порядка обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
При этом, о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о том, что юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, оспаривание которой осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", только при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 16 февраля 2018 года определена исходя из удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП, которое принято до дня вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке", установившему право на обращение в суд минуя досудебный порядок.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 16 февраля 2018 года является архивной, текущая кадастровая стоимость, применяемая с 01 января 2019 года, утверждена на основании положений ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вследствие этого, а также в силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" разрешение спора о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 16 февраля 2018 года осуществляется в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности, который предусматривает императивную необходимость соблюдения досудебного порядка обращения спора в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия). При этом положения Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", предусматривающие возможность альтернативного обращения в Комиссию либо в суд, не регулируют спорные правоотношения.
Административным истцом не представлены доказательства его обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости именно в Комиссию при Управлении Росреестра и представление необходимых в этом случае документов.
Доводы о том, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не рассматривает заявления об оспаривании кадастровой стоимости по причине давности проведения кадастровой стоимости, не могут быть приняты во внимание, так как вышеприведенными нормами права установлен обязательный предварительный порядок обращения именно в Комиссию для урегулирования спора, а административный истец туда не обращался.
В соответствии со статьей 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно части 3 статьи 197 КАС РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь ст.ст. 196, 19 7 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить без рассмотрения административное исковое заявление ООО "Парк Пресня" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775 по состоянию на 16 февраля 2018 года
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда И.С. Баталова
Мотивированное определение изготовлено 16 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.