Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и письменные дополнения к ней фио на постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес фио от 3 декабря 2020 года N 2371/1, решение судьи Гагаринского районного суда адрес от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении заведующей аптечным пунктом ООО "Лекарьфарм Ленинский" фио, паспортные данные СОАССР, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: адрес, УСТАНОВИЛ :
постановлением заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес фио от 3 декабря 2020 года N 2371/1, фио, как должностное лицо ООО "Лекарьфарм Ленинский", признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 20 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба фио - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, фио просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании фио доводы жалобы с учётом письменных дополнений поддержала в полном объёме, пояснила, что сначала формируется общий заказ лекарственных средств, необходимых аптечному пункту (только количество), при этом по ЖНВЛП всегда в пункте должен быть неснижаемый остаток. Далее этот заказ поступает на открытую интернет-платформу в "центральный офис", потенциальные поставщики с ним знакомятся и в своей отдельной программе выставляют свои предложения (наименование лекарственных средств, их цена, сроки поставки, количество и т.п.). После этого программа выбирает наиболее подходящие варианты, после чего в "офис" от выбранных поставщиков поступают накладные, в которых указаны товары, при этом всегда есть определённый процент для ЖНВЛП, там указана первичная цена. Эти накладные поступают в программе "СБИС", в которой корректировка данных невозможна. Она (фио) в программе "СБИС" не работает, распечатывает протокол согласования цен в программе "Трейд Фарм", там и осуществляет необходимые корректировки.
Представитель Департамента здравоохранения адрес по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснял, что в ходе проверки было выявлено некорректное заполнение протоколов согласования цен, а именно не заполнены графы с 17-го по 22-ой, которые должны быть заполнены в соответствии с письмом ФАС России от 26.02.2016 N АК/11825/16 что создает возможность для злоупотребления аптечным пунктов в части установления ценовых надбавок на выставляемые в продажу лекарственные средства выше предельно допустимых.
Проверив материалы дела, заслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, допросив свидетеля, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Согласно диспозиции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ административным правонарушением признаётся занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Пунктом 6 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено определение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) - утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - постановление Правительства РФ N 865), закреплено, что реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП, составленного по форме согласно приложению к названным Правилам, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 10 постановления Правительства РФ N 865 установлено, что протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя.
Согласно письму ФАС России от 26.02.2016 N АК/11825/16 "Об оформлении протокола согласовании цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" организации розничной торговли с 1 марта 2016 года при реализации ЖНВЛП, закупленных после указанной даты, заполняют графы "Размер фактической розничной надбавки, установленной организацией розничной торговли" ("Размер розничной надбавки организации розничной торговли" в редакции письма от 24.09.2020 N 1541) и "Фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли" ("Фактическая отпускная цена организации розничной торговли без НДС (рублей)" в редакции письма от 24.09.2020 N 1541) Протокола согласования цен, полученного при приобретении ими товара, или прикладывают к указанному Протоколу согласования цен дополнительную страницу с информацией, указанной в графах: "Серия"; "Производитель"; "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)"; "Фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли" ("Фактическая отпускная цена, установленная организацией розничной торговли без НДС (рублей)" в редакции письма от 24.09.2020 N 1541) Протокола согласования цен.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом административного органа и судьёй районного суда установлено, что 5 ноября 2020 года в 12 час. 00 мин. в ходе проведения должностными лицами Управления по контрою за применением цен на лекарственные препараты Департамента здравоохранения адрес на основании распоряжения от 1 октября 2020 года N 2371-р Департамента здравоохранения адрес согласованной с прокуратурой адрес внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства о государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в аптечном пункте ООО "Лекарьфарм Ленинский" по адресу: адрес, выявлены факты отсутствия необходимой информации в дополнительных страницах к протоколам согласования цен, а именно:
в дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 28.11.2019 N Е6978622/26205166 (поставщик ООО "Здравсервис") не заполнены графы: "Серия" и "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)", а также некорректно заполнена графа "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
в дополнительной странице к протоколу к товарной накладной от 03.07.2020 N 133251918-002 (поставщик адрес Фирма ЦВ "Протек") не заполнена графа "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
в дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 17.07.2020 N 20-0-1229388 (поставщик ООО "ФК Гранд Капитал") не заполнена графа: "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)", некорректно заполнена графа "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
в дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 06.08.2020 N Е 8950161/29672469 (поставщик ООО "Здравсервис") не заполнена графа: "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)", некорректно заполнена графа "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
в дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 20.08.2020 N 20-0-1537780 (поставщик ООО "ФК Гранд Капитал") не заполнена графа: "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)", некорректно заполнена графа "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
на дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 30.09.2020 N Е 9355805/30542713 (поставщик ООО "Здравсервис") отсутствует дата подписания. Кроме этого, в дополнительной странице к протоколу не заполнены графы: "Серия", "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)" и "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
в дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 07.10.2020 N 20-0-2167993 (поставщик ООО "ФК Гранд Капитал") не заполнена графа: "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)", некорректно заполнена графа "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)";
в дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 14.10.2020 N 139762529-001 (поставщик адрес Фирма ЦВ "Протек") не заполнена графа "Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)", некорректно заполнена графа "Фактическая отпускная цена, установленная производителем (рублей)"
Должностным лицом, ответственным за ценообразование ООО "Лекарьфарм Ленинский" на основании приказа от 1 декабря 2018 года N 21/ОП является заведующая аптечным пунктом фио
Действия фио, как должностного лица ООО "Лекарьфарм Ленинский", квалифицированы по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина фио, вопреки доводам жалобы и письменных дополнений к ней, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: распоряжением заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 1 октября 2020 года N 2371-р о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства о государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, аптечного пункта ООО "Лекарьфарм Ленинский" по адресу: адрес, д. 87; актом проверки N 2371 от 5 ноября 2020 года; заявлением о согласовании органом государственного контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица от 1 октября 2020 года; мотивированным представлением главного специалиста Управления по контролю за применением цен на лекарственные препараты фио N 15 от 21 сентября 2020 года; приказом (распоряжением) о приеме на работу фио в ООО "Лекарьфарм Ленинский" на должность заведующая аптечным пунктом от 1 декабря 2018 года; приказом N 12/ОП от 1 декабря 2018 года о назначении фио уполномоченной по качеству и ценообразованию; должностной инструкцией фармацевта, провизора аптечного пункта "Лекарьфарм Ленинский", с которой была ознакомлена фио, о чем свидетельствует ее подпись; трудовым договором N 1 от 1 декабря 2018 года; договором о коллективной материальной ответственности от 1 декабря 2018 года; правилами внутреннего распорядка аптечного пункта "Лекарьфарм Ленинский"; выпиской из ЕГРЮЛ; лицензией N ЛО-77-02-009925 от 20 декабря 2018 года на осуществление фармацевтической деятельности ООО "Лекарьфарм Ленинский" с приложением; свидетельством о постановке на учет ООО "Лекарьфарм Ленинский" в налоговом органе по месту ее нахождения; уставом ООО "Лекарьфарм Ленинский"; предписанием N 2371 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 20 ноября 2020 года; протоколом об административном правонарушении от 5
ноября 2020 года по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в котором подробно изложено событие административного правонарушение, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется заявителю, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии фио, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, копия его для сведения вручена ей на руки, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, а также содержит подпись должностного лица, его составившего; иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьёй районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Допрошенный в настоящем судебном заседании свидетель фио показал, что он участвовал в проведении выездной внеплановой проверки в отношении ООО "Лекарьфарм Ленинский", в ходе которой были выявлены нарушения порядка ценообразования. Когда аптека получает товар, вместе с ним в аптеку поступает протокол согласования цен поставки препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП, в котором указаны фактическая отпускная цена производителя и фактическая цена поставщика. После этого аптека устанавливает на данные лекарственные препараты свою надбавку (15%, 28% или 32% в зависимости от ценового диапазона фактической цены производителя), при этом, получив протокол, аптека либо заполняет в нём остальные столбцы (с 17-го по 22-ой), либо составляет дополнительный протокол согласования цен поставки препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП, в который из основного протокола переносит данные, содержащиеся в графах с 1-ой по 6-ую, и свою надбавку. Если эти данные не перенести либо перенести неправильно, то надбавка может быть рассчитана некорректно. Фактически ценообразование по каждому лекарственному препарату осуществляется путём вычитания цены, указанной в графе 11, из цены, указанной в графе 16, и деления полученного результата на величину, указанную в графе 5 протокола. В данном случае было выявлено, что данные из графы 6 "Зарегистрированная предельная отпускная цена производителя (рублей" основного протокола переносились в графу 5 "Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС, (рублей)" дополнительного протокола, а данные из графы 6 "Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС, (рублей)" основного протокола - в графу 8 "Фактическая отпускная цена, установленная организацией оптовой торговли, без НДС (рублей)" дополнительного протокола. В результате проведённой проверки вследствие данных нарушений было установлено превышение аптекой предельно допустимой цены на ЖНВЛП "Ксарелто".
Суд доверяет показаниям свидетеля фио, поскольку они логичны, последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными доказательствами, имеющимися в деле, в том числе копиями протоколов согласования цен поставки препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП, с дополнительными протоколами к ним, сам свидетель предупреждён судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, ранее с фио знаком не был, поводов для оговора последней со стороны свидетеля судом не установлено.
Вследствие изложенного доводы жалобы и письменных дополнений к ней о надлежащем соблюдении фио требований действующего законодательства в области ценообразования подлежат отклонению, как несостоятельные.
Тот факт, что по иным лекарственным препаратам, входящим в перечень ЖНВЛП, кроме "Ксарелто", превышения предельных ценовых надбавок в ходе проведения проверки не выявлено, правового значения для настоящего дела не имеет.
Факт некорректного заполнения фио дополнительных протоколов согласования цен поставки препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, и сомнений у суда не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия фио правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Выводы о виновности фио в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Иные доводы в жалобе и письменных дополнений к ней основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении фио административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях фио объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено фио, как должностному лицу ООО "Лекарьфарм Ленинский", в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, личности фио и всех значимых обстоятельств, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, по делу не имеется.
Оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя ДЗМ фио от 3 декабря 2020 года N 2371/1 и решение судьи Гагаринского районного суда адрес от 20 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении заведующей аптечным пунктом ООО "Лекарьфарм Ленинский" фио, паспортные данные СОАССР, оставить без изменения, жалобу и письменные дополнения к ней фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.