Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе (с дополнениями, далее - жалоба) защитника АО "РЖД" Трипадуш С.Н. на постановление на постановление N *** старшего государственного инспектора УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 28 января 2020 г., решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении АО "РЖД", УСТАНОВИЛ:
30 декабря 2019 г. Сыктывкарским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "РЖД".
Постановлением N *** старшего государственного инспектора УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 28 января 2020 г. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Московский городской суд, защитник АО "РЖД" ссылается на то, что при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, в нарушение установленного порядка дело рассмотрено должностным лицом в порядке видеоконференц-связи, срок давности привлечения к административной ответственности истек, вмененное правонарушение являлось малозначительным.
В судебном заседании Московского городского суда защитник АО "РЖД" Трипадуш С.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Сыктывкарский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "РЖД", изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не' установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 495 от 26 апреля 2017 г. утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора от 14 ноября 2019 г. проведена проверка Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД".
Установлено, что имеются следующие железнодорожные объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожный железобетонный мост (длиной 54, 42 м) через реку ***, расположенный: Республика Коми, ***, Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН ** от ***, указанному ОТИ присвоена третья категория; железнодорожный железобетонный мост (длиной 72, 01) через реку ***, расположенный: Республика Коми, ***, Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН *** от ***, указанному ОТИ присвоена третья категория; железнодорожный железобетонный мост (длиной 55, 32 м) через реку ***, расположенный: Республика Коми, ***, Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН *** от ***, указанному ОТИ присвоена третья категория; железнодорожный металлический мост (длиной 400, 14 м) через реку ***, расположенный по адресу: Республика Коми, *** железнодорожных путей ***, включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН *** от ***, указанному ОТИ присвоена вторая категория; железнодорожный железобетонный мост (длиной 50, 7 м) через реку ***, расположенный: Республика Коми, *** железнодорожных путей, включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН *** от ***, указанному ОТИ присвоена вторая категория; железнодорожный железобетонный мост (длиной 55, 7 м) через реку ***, расположенный: Республика Коми, *** железнодорожных путей ***, включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН *** от ***, указанному ОТИ присвоена вторая категория; железнодорожный железобетонный мост (длиной 55, 7 м) через реку ***, расположенный: Республика Коми, *** железнодорожных кутей ***, включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМН *** от 20.01.2016, указанному ОТИ присвоена вторая категория; железнодорожный металлический мост (длиной 616, 98 м) через реку ***, расположенный: Республика Коми, *** Северной железной
дороги - филиала ОАО "РЖД", включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМС от ***, указанному ОТИ присвоена первая категория; железнодорожный металлический мост (длиной 541, 5 м) через реку ***, расположенный по адресу: Республика Коми, *** железнодорожных путей Микунь-Сыктывкар, включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМС *** от ***, указанному ОТИ присвоена первая категория, о чем субъекту транспортной инфраструктуры направлено уведомление от ***; железнодорожный железобетонный мост (длиной 52, 11 м) через реку ***, расположенный на *** Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", включен в реестр категорированных объектов за номером ТМН *** от 14.01.2016, указанному ОТИ присвоена третья категория, о чем субъекту транспортной инфраструктуры направлено уведомление от ***, которое получено субъектом транспортной инфраструктуры ***.
Приказом ОАО "РЖД" от *** N *** утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" (далее - Положение).
В соответствии с п. 13 ч. II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО "РЖД", на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением.
В соответствии с разделом III Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от *** N ***, основной угрозой безопасности населения на транспорте является угроза совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Основным способом противодействия угрозам совершения актов незаконного вмешательства является предупреждение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
В ходе проверки выявлены нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности в Дистанции инженерных сооружений ОАО "РЖД".
В нарушение подп. 3 п. 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** N *** (далее-Требование), которым установлена обязанность СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (далее План) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее АНВ) в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, Дистанцией инженерных сооружений ОАО "РЖД" сторонние подразделения транспортной безопасности не привлечены, собственное подразделение транспортной безопасности не сформировано.
Абз. 2 подп. 9 п. 5 Требований установлена обязанность СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, заверенные СТИ копии которых являются приложениями к Плану, в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования СТИ подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения СТИ подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от АНВ приложениями к Плану являются копия положения (устава), привлеченного подразделения транспортной безопасности, и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Результаты дополнительной оценки уязвимости указанных ОТИ утверждены 04.11.2018, 11.12.2018, 18.11.2018, 17.01.2019, однако, в установленный срок не разработано и не утверждено положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности, копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, отсутствуют, в связи с чем положения абз. 2 подп. 9 п. 5 Требований не исполнены.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" не предприняло в совокупности весь комплекс мер по исполнению требований Закона, что указывает на наличие события административного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, совершенные по неосторожности, если эти действия бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проверкой установлено, что у ОАО "РЖД" имелась возможность для исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины в деянии ОАО "РЖД".
Таким образом, ОАО "РЖД" своевременно не приняты меры для устранения указанных нарушений.
Неисполнение ОАО "РЖД" требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных мостах находящиеся на балансе Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" создает угрозу безопасности на транспорте, возможность возникновения происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Постановлением N *** старшего государственного инспектора по УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 28 января 2020 г. в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении подтверждаются: решением о проведении проверки N *** от 14 ноября 2019 г, постановлением и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора от 30 декабря 2019 г, сведениями о юридическом лице, другими материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ОАО "РЖД" в совершении вменяемого ему административного правонарушения, нормы права применены правильно.
Доводы жалобы о том, что истек срок привлечения к ответственности, поскольку результаты дополнительной оценки ОТИ были утверждены Росжелдором 04.11.2018, 11.12.2018, 18.11.2018 и 17.01.2019, датой совершения административного правонарушения по каждому объекту следует считать (в соответствии с абз. 2 п.п. 9 п. 5 Требований N 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) 04.12.2018 (04.01.2019), 11.01.2019 (11.02.2019), 18.12.2018 (18.01.2019) и 17.02.2019 (17.03.2019), проверен в судебном заседании и не нашел своего подтверждения.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Доводы жалобы о том, что план обеспечения транспортной безопасности на день рассмотрения дела не утвержден, дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не проведена, не может служить основанием для освобождения общества от ответственности.
В материалы дела ОАО "РЖД" не представлено сведений о соблюдении Требований по обеспечению транспортной безопасности в части своевременного обеспечения проведения оценки уязвимости ОТИ, ее утверждения, а также утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ в установленные законом сроки. Неисполнение обществом указанных требований привело к совершению административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что ОАО "РЖД" осуществляет все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, не может служить основанием для освобождения общества от административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Выводы должностного лица и судьи о виновности АО "РЖД" в совершении вышеописанного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
К выводу о виновности АО "РЖД" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ должностное лицо, судья пришли на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности АО в совершении вмененного правонарушения по делу не усматривается.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АО "РЖД" в материалах дела не имеется.
Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица АО "РЖД" имелась возможность для соблюдения законодательства в области безопасности движения транспорта, за нарушение которого ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия АО "РЖД" по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вопреки довода жалобы дело не рассматривалось должностным лицом в порядке видеоконференц-связи, определением от 20 января 2020 г. исправлена опечатка о рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи (л.д. 136).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения АО "РЖД" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, постановления должностного лица, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление на постановление N *** старшего государственного инспектора УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 28 января 2020 г, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении АО "РЖД" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.