Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. по доверенности фио на решение судьи Тверского районного суда Москвы от 29 июня 2020 года, которым постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России фио N 17/04/7.32.3-810/2019 от 23 декабря 2019 года в отношении генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения, У С Т А Н О В И Л:
18 декабря 2019 года должностным лицом ФАС России в отношении генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России фио N 17/04/7.32.3-810/2019 от 23 декабря 2019 года генеральный директор ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанский А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Тверского районного суда Москвы 29 июня 2020 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. по доверенности фио обратилась с жалобой в Московский городской суд, в которой просит постановление должностного лица, решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание генеральный директор ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанский А.А. и подавшая жалобу защитник фио не явились, Мещанский А.А. извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, о чем свидетельствуют находящиеся в открытом доступе сведения Почты России, об отложении не просил, считаю возможным рассмотреть жалобу в соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ.
Защитник Мещанского А.А. по доверенности фио жалобу поддержала.
Главный специалист эксперт Федеральной антимонопольной службы РФ фио в судебном заседании возражала против удовлетворения требований жалобы, считая постановление и решение законными и обоснованными, факт совершения Мещанским А.А. административного правонарушения доказанным материалами дела.
Изучив также материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 6 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932, план закупок товаров (работ, услуг) должен содержать сведения о минимально необходимых требованиях, предъявляемых к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренных договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости); о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении.
Как установлено должностным лицом и судьей районного суда, 23 июля 2019 года главным консультантом отдела внутреннего финансового аудита Главного контрольного управления Управления делами Президента Российской Федерации была проведена проверка соблюдения ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации за период с 01 января 2017 года по 30 апреля 2019 года, в ходе которой было выявлено, что в нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управления делами Президента Российской Федерации, генеральным директором которого является Мещанский А.А, не разместило в плане закупок на 2019 год информацию в отношении отдельных закупок о минимально необходимых требованиях, предъявляемых к закупаемым товарам (работам, услугам), о количестве выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении закупок с порядковыми номерами 1, 3, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 33, 34, 35, 36, 40, 46, 49, 50, 52 и т.п.
Действия генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. квалифицированы по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ и в обоснование его вины должностное лицо и суд первой инстанции сослались на совокупность имеющихся доказательств: выписку из акта по результатам контрольного мероприятия "Проверка соблюдения федеральным государственным бюджетным учреждением "Комбинат питания "Кремлевский" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации за период с 01 января 2017 года по 30 апреля 2019 года"; протокол по делу об административном правонарушении N 17/04/7.32.3-810/2019 от 18 декабря 2019 года; иные материалы дела.
Однако, с такими выводами согласиться нельзя.
Как указано выше, согласно пунктам 4 и 6 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 план закупок товаров (работ, услуг) должен содержать, в том числе, сведения о минимально необходимых требованиях, предъявляемых к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренных договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости); сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении.
При этом, согласно подпункту 4 пункта 1 Требований к форме Плана закупки товаров, работ и услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, колонка "минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам)" заполняется при необходимости.
Целью проведения закупки является создание условий для полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективного использования денежных средств заказчика.
В силу статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", одним из принципов при закупке товаров, работ, услуг является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, проведение процедуры закупки предоставляет организатору торгов право выбора товаров, работ, услуг по устанавливаемым критериям. Указывая уточнение "(при необходимости)", законодатель оставляет внесение данных сведений на усмотрение заказчика.
Кроме того, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусматривает, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, в данном конкретном случае не указание заказчиком в плане закупок, сформированным с применением функционала единой информационной системы в сфере закупок сведений о минимально необходимых требованиях, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора, которые формируются лишь при необходимости и на усмотрение заказчика, не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Указанный вывод соответствует выводам, содержащимся в решении Арбитражного суда Москвы N А40-274001/19-93-2197 от 27.02.2020, вступившим в законную силу на основании постановления 9-го Арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 N А40-274001/19, вынесенных по тем же обстоятельствам в отношении юридического лица ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управления делами Президента Российской Федерации по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ.
Данные постановления вынесено арбитражными судами в отношении ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" по результатам проверки, которые зафиксированы в выписке из акта по результатам контрольного мероприятия "Проверка соблюдения федеральным государственным бюджетным учреждением "Комбинат питания "Кремлевский" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации за период с 01 января 2017 года по 30 апреля 2019 года" и протоколе по делу об административном правонарушении N 17/04/7.32.3-810/2019 от 18 декабря 2019 года, и послужившие основанием для привлечения генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. к административной ответственности в рассматриваемом деле об административном правонарушении.
Принимая решение об обоснованности заявленных ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" требований, судебные инстанции арбитражного суда указали на отсутствие в действиях ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" состава административного правонарушения.
Выводы, содержащиеся в вышеназванном решении Арбитражного суда Москвы, вступившем в законную силу, касаются обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. к административной ответственности по настоящему делу.
Следовательно, данные акты имеют преюдициальное значение в рамках настоящего дела об административном правонарушении. Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 05.03.2021 N 5-АД21-12-К2.
При таком положении, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ, в действиях генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. отсутствует.
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными. Состоявшиеся по настоящему делу постановления подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ Москвы в отношении генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекращению.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Тверского районного суда Москвы от 29 июня 2020 года, постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России фио N 17/04/7.32.3-810/2019 от 23 декабря 2019 года в отношении генерального директора ФГБУ "Комбинат питания "Кремлевский" Управлениями делами Президента Российской Федерации Мещанского А.А. по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.