Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу начальника ООПАЗ Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Псковской области Круглова В.А. на вступившее в законную силу решение судьи Псковского областного суда от 7 сентября 2020 г., вынесенное в отношении Кузьмина Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г. Кузьмин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Псковского областного суда от 7 сентября 2020 г. постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, начальник ООПАЗ Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Псковской области Круглов В.А. выражает несогласие с решением судьи областного суда, приводя доводы о его незаконности, указывая на обоснованность привлечения Кузьмина Н.А. к административной ответственности постановлением судьи городского суда.
Кузьмин Н.А, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Козиной В.В. жалобы на названные судебные акты, возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения Кузьмина Н.А. к административной ответственности по вышеприведенной статьей явилось размещение 16 марта 2020 г, в 22 часа 55 минут, Кузьминым Н.А. в общедоступной информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием своей персональной страницы пользователя "Николай Кузьмин" (https "адрес") в социальной сети "Вконтакте" публикации (https "адрес"), содержащей заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сведений, создавшей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, а именно: "Рассказали мне сегодня врачи, сколько аппаратов ИВЛ находится у нас в инфекционной больнице Пскова - две штуки, у одного сломан монитор. Итого полноценно работает только один аппарат. А ведь именно в инфекционную больницу повезут тяжелых пациентов при коронавирусе. Ко всему прочему даже в обычные дни там наблюдается нехватка инфекционистов,... А во время всплеска заболевания пациентам придется рассчитывать только на скрытые ресурсы собственного организма... но аппаратов ИВЛ и инфекционистов не хватит одинаково для всех - для членов партии власти, и для силовиков, и для обычных бюджетников".
Указанные обстоятельства судья Псковского городского суда Псковской области посчитал установленными, в связи с чем, постановлением от 17 июля 2020 г. привлек Кузьмина Н.А к административной ответственности.
Отменяя приведенное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Псковского областного суда сделал вывод об отсутствии в действиях Кузьмина Н.А. состава вменяемого административного правонарушения ввиду недоказанности факта отнесения опубликованной последним информации к недостоверной и общественно значимой, а также отсутствия доказательств причинения распространением такой информации определенной диспозицией части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях угрозы.
Приведенный вывод судьи Псковского областного суда основан на нормах действующего законодательства об административной ответственности.
Так, положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе отнесены наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является материальным и связан с наступлением последствий в виде угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозы массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозы создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
При отсутствии в материалах дела достаточных доказательств недостоверности сведений и причинения указанных последствий, вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы судьей второй инстанции на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы рассматриваемой жалобы не опровергают выводы судьи областного суда, сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами.
Вместе с тем, статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что производство по делу об административном правонарушении было прекращено, возможность правовой оценки деяния названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Следует отметить, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение судьи Псковского областного суда от 7 сентября 2020 г. отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Псковского областного суда от 7 сентября 2020 г, вынесенное в отношении Кузьмина Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника ООПАЗ Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Псковской области Круглова В.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.