Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Инжком и К" Кокоревой Е.С. на вступившее в законную силу постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20.01.2021, состоявшееся в отношении ООО "Инжком и К" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20.01.2021 ООО "Инжком и К" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 037 рублей, изъятый товар постановлено вернуть законному владельцу после завершения таможенного оформления.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2021 производство по жалобе защитника ООО "Инжком и К" ФИО2 на указанное постановление прекращено в связи с нарушением порядка ее подачи (подана в электронном виде).
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Инжком и К" Кокорева Е.С. просит об отмене постановления судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20.01.2021, прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В пунктах 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза закреплено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Пунктом 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрены обязанности декларанта, в том числе: произвести таможенное декларирование товаров (подпункт 1); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2); выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (подпункт 6).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларация на товары является одним из видов таможенной декларации, применяемой при таможенном декларировании, и используется при помещении товаров под таможенные процедуры.
Согласно части 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 указанной статьи).
Из материалов дела следует, что 07.09.2020 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Санкт-Петербургского таможенного поста (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни по адресу: Санкт-Петербург, ул.Профессора Попова, д.23, лит.А, пом.10-Н, ООО "Инжком и К" в электронном виде подана декларация на товары ДТ N для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" на товарную партию, состоящую из 6 товаров разных кодов ЕТН ВЭД ЕАЭС, всего 3 грузовых места, общим весом брутто/нетто 938 кг./ 826 кг. Общая таможенная стоимость товаров составила 1604549.90 руб, в том числе товар N6 (изделия из боросиликатного стекла), грузовых мест -1, происхождение товара - Австрийская Республика, всего 29 штук/единиц товара, таможенная стоимость 78883.2 руб, вес нетто 15.4 кг, вес брутто 17.02 кг.
В результате контроля (акт таможенного досмотра N) обнаружено, что фактическое количество товара N6, составило 69 штук/единиц товара, больше указанного в ДТ N на 40 штук/единиц товара (в ДТ общее количество товара N6 указано 29 штук).
Согласно заключению эксперта N от 06.11.2020 рыночная стоимость недекларированного товара по состоянию на 07.09.2020 составила 60075, 96 рублей.
Таким образом, ООО "Инжком и К" допустило недекларирование товара, подлежащего таможенному декларированию, а именно товара с артикулом R000565 в количестве 18 штук, товара с артикулом R002070 в количестве 22 штук.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на то, что товары с артикулами R000565, R002070 являются самостоятельными единицами поставки, не предполагают деления на меньшие составляющие отгрузочной партии, соответствие заявленной общей стоимости товара, подлежат отклонению
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, в числе прочего, что частью 1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Делая вывод о совершении ООО "Инжком и К" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции исходили из того, что 07.09.2020 на таможенном посту названное лицо уклонилось от декларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судье районного суда сделать вывод о том, что ООО "Инжком и К" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о нарушении права ООО "Инжком и К" на участие в судебном заседании при рассмотрении дела судьей районного суда в связи с отказом в допуске к участию в деле явившихся лиц, не имеющих документов, подтверждающих их полномочия, не имеется.
В силу частей 1, 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют защиту его прав и законных интересов. Законными представителями юридического лица в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В судебном заседании, состоявшемся 20.01.2021 в Василеостровском районном суде Санкт-Петербурга, Кокорева Е.С. не представила документов, удостоверяющих ее служебное положение как генерального директора ООО "Инжком и К".
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Из содержания доверенности от 30.12.2020 следует, что ФИО4, ФИО2 не предоставлено право быть защитниками ООО "Инжком и К", являющегося лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, отказ судьи районного суда в допуске к участию в деле Кокоревой Е.С, ФИО4, ФИО2 является обоснованным, поскольку полномочия указанных лиц, выступать в качестве законного представителя, защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не подтверждены.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Инжком и К" к административной ответственности соблюдены.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Административное наказание назначено ООО "Инжком и К" в пределах части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20.01.2021, состоявшееся в отношении ООО "Инжком и К" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Инжком и К" Кокоревой Е.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.