Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Газпром" Видершпан Г.А. на вступившие в законную силу постановление начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества от 22.01.2021 N, решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 23.03.2021, решение судьи Вологодского областного суда от 28.04.2021, состоявшиеся в отношении публичного акционерного общества "Газпром" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 22.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Вологодского территориального отдела -государственного лесничества Бубнова А.И. от 22.01.2021 N, оставленным без изменения решением судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 23.03.2021, решением судьи Вологодского областного суда от 28.04.2021, публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
22.01.2021 в адрес ПАО "Газпром" начальником Вологодского территориального отдела - государственного лесничества Бубновым А.И. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе защитник ООО "Газпром" Видершпан Г.А. просит об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие у общества обязанности по компенсационному лесовосстановлению, ненадлежащую оценку доказательств, неправильное применение норм материального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Согласно пункту 5 указанных Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Из материалов дела следует, 10.09.2018 между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ПАО "Газпром" был заключен договор аренды земельного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N на лесном участке общей площадью 8, 6801 га "адрес" Вологодского лесничества, срок действия договора - 11 месяцев до 09.08.2019, срок окончания действия лесной декларации - 09.08.2019.
09.08.2020 ПАО "Газпром" через год со дня окончания срока действия лесной декларации не выполнило работы по лесовосстановлению на площади 8, 6801 га "адрес".
Фактические обстоятельства вменяемого ПАО "Газпром" административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11.12.2020 N, договором аренды лесного участка от 10.09.2018 N с приложениями, заявлением ПАО "Газпром" от 15.01.2019 о намерении провести работы по лесовосстановлению, уведомлением о согласовании выбранных земель от 19.08.2019, лесной декларацией N от 16.11.2018, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на отсутствие у общества обязанности по компенсационному лесовосстановлению были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по доводам, изложенным в судебных решениях, с которыми следует согласиться, поскольку они сделаны с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, доводы жалобы не ставят их под сомнение.
Статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок лесовосстановления, введена в действие с 01.01.2019, она возлагает обязанность по сохранению лесов (в части лесовосстановления) на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьей 43 указанного Кодекса, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность установлена для ПАО "Газпром" также подпунктом "л" пункта 3.4 договора аренды лесного участка от 10.09.2018 N (л.д.40-52).
При таких данных суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из того, что возложение на Общество обязанностей по лесовосстановлению обоснованно, соответствует императивным нормам законодательства и не может расцениваться как одностороннее изменение условий договора лесопользования.
Частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 утверждены типовые договоры аренды лесных участков (документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132.) В Приложении 14 к названному Приказу приведен типовой договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно подпункту "л" пункта 3.4 которого арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.
Изложенное свидетельствует о том, что и до введения в действие положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации на арендатора лесного участка была возложена обязанность по лесовосстановлению, что не противоречит требованиям статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, а также положениям об аренде, предусмотренным гражданским законодательном.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу административного органа и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ПАО "Газпром" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом изложенного, вывод судов о наличии у административного органа оснований для вынесения в соответствии со статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления от 22.01.2021 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, является правомерным.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен до окончания срока административного расследования, не влекут признания данного протокола недопустимым доказательством. Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Газпром" составлен 11.12.2020, после его составления каких-либо процессуальных действий, направленных на выяснение обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, не проводилось, то есть фактически административное расследование было окончено несмотря на наличие определения о продлении его срока.
Изначально рассмотрение дела должностным лицом было назначено на 25.12.2020, но было отложено на 22.01.2021 в связи с отсутствием сведений об извещении заявителя.
Вопреки утверждению заявителя постановления, вынесенные по иным делам об административных правонарушениях, преюдициального значения не имеют. Каждое дело об административном правонарушении рассматривается с учетом конкретных его обстоятельств.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "Газпром" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ПАО "Газпром" в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества от 22.01.2021 N, решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 23.03.2021, решение судьи Вологодского областного суда от 28.04.2021, состоявшиеся в отношении публичного акционерного общества "Газпром" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 22.01.2021, оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Газпром" Видершпан Г.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.