Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 08 февраля 2021 года по административному делу N 2а-711/2020 по административному исковому заявлению Бонданка А.В. к призывной комиссии муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" Республики Коми, Военному комиссариату Княжпогостского и Усть-Вымского районов Республики Коми, ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" об отмене решения от 5 ноября 2020 года о признании годным к военной службе и призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Бонданк А.В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением об отмене решения призывной комиссии муниципального образования муниципального района "Усть- Вымский" от 5 ноября 2020 года о признании годным к военной службе и призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что на момент определения категории годности его к военной службе комиссия не обладала всеми необходимыми документами для установления объективного диагноза. Считает данные обстоятельства нарушением его прав и законных интересов, а также законодательства о призыве на военную службу.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 2 декабря 2020 года, Бонданку А.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 08 февраля 2021 решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 2 декабря 2020 года отменено и принято новое решение, которым признано незаконным решение призывной комиссии муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" от 5 ноября 2020 года о признании годным к военной службе, призыве на военную службу.
В кассационной жалобе, поданной 13 мая 2021 года через Усть-Вымский районный суд Республики Коми, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 мая 2021 года Военный комиссариата Республики Коми просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 08 февраля 2021 и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам по делу. Указали, что на момент принятия призывной комиссией оспариваемого решения, в ее распоряжении находилась часть результатов обязательных клинических исследований, исследования на антитела к вирусу иммунодефицита человека и маркеры гепатита "В" и "С" датированы 10 ноября 2020 года. Между тем полагают, что отсутствие данных результатов не привело к неверному определению итоговой категории годности призывника.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Бонданк А.В. в рамках осенней призывной кампании 2020 года и проведении мероприятий по его призыву на военную службу проходил медицинское освидетельствование, в связи с чем, 3 ноября 2020 года Бонданку А.В. выданы направления для прохождения обязательных диагностических исследований.
Решением призывной комиссии муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" (протокол N 1 от 5 ноября 2020 года) Бонданк А.В. признан годным к военной службе - категория годности А-1 и призван на военную службу.
При этом на момент принятия призывной комиссией оспариваемого решения в её распоряжении находилась часть результатов обязательных клинических исследований Бонданка А.В, как флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях, общего (клинического) анализа крови, общего анализа мочи, электрокардиографии в покое. Исследования на антитела к вирусу иммунодефицита человека и маркеры гепатита "В" и "С" датированы 10 ноября 2020 года, зафиксирован их отрицательный результат.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о призыве на военную службу принято 5 ноября 2020 года, а результаты исследования крови па антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С" подготовлены 10 ноября 2020 года, что свидетельствует о ненадлежащем проведении медицинского освидетельствования. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у призывной комиссии отсутствовали основания полагать надлежащим прохождение призывником медицинских исследований, по результатам которого возможно было прийти к выводу о категории годности к военной службе.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции.
Так, статья 26 Закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. Призыв на военную службу включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со статьей 5.1 приведенного Закона граждане при призыве на военную службу в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, определяется Положением.
Военно-врачебная экспертиза в силу пункта 4 Положения предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения под определившимся врачебно - экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 14 Положения, в частности, предусмотрено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".
Проведение вышеназванных диагностических исследований также подтверждаются пунктом 7 Инструкции.
Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения (пункт 8 Инструкции).
Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (пункт 9 Инструкции).
Таким образом, вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают предоставление таким гражданам возможности пройти вышеперечисленные диагностические исследования до их освидетельствования и до принятия решения призывной комиссией об их призыве на военную службу.
Поскольку процедура медицинского освидетельствования призывника в силу пункта 1 статьи 26 Закона "О воинской обязанности и военной службы" включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, то установленные при рассмотрении дела судами нарушения процедуры медицинского освидетельствования, допущенные в отношении административного истца, правомерно признаны судом апелляционной инстанции, как указывающие на нарушение призывной комиссией при принятии оспариваемого решения вышеназванной установленной законодательством процедуры призыва административного истца на военную службу, то есть оспариваемое решение призывной комиссии противоречит вышеназванным нормам законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что у Бонданка А.В. отсутствие части результатов обязательных клинических исследований не повлияли на результаты о годности призывника, не влекут признание законным оспариваемого решения и не освобождают призывную комиссию от соблюдения установленного законодательством порядка призыва граждан на военную службу, в том числе процедуры проведения медицинского освидетельствования.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суд апелляционной инстанции об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 08 февраля 2021 года по административному делу N 2а-711/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 08 февраля 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.