Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу баранова О.С. на решение Ленинградского областного суда от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2020 года, по административному делу 3а-146/2020 по административному исковому заявлению баранова О.С. о признании недействующим в части областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 N 1- оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения представителя Барановой О.С. - Матвеевой А.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Законодательного собрания Ленинградской области Махнова Д.А, представителя Губернатора Ленинградской области Савченко О.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении без изменения судебных актов, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
28 января 2015 года Законодательным собранием Ленинградской области был принят, a 11 февраля 2015 года Губернатором Ленинградской области подписан областной закон Ленинградской области N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" (далее - Областной закон N 1-оз), который опубликован 16 февраля 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 17 февраля 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Согласно преамбуле, Областной закон N 1-оз принят в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
Часть 3 статьи 4 Областного закона N 1-оз предусматривает, что по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на указанную должность, количество которых определяется муниципальным правовым актом.
Баранова О.С. обратилась с административным иском, в котором просила признать недействующей часть 3 статьи 4 Областного закона N 1-оз в части слов "количество которых определяется муниципальным правовым актом".
В обоснование заявленных требований указала, что она являлась участником конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования "Сясьстройское городское поселение" Волховского района Ленинградской области. Полагает, что оспариваемая норма противоречит частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), поскольку устанавливает ограничения по количеству кандидатов в зависимости от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами претендентов, в связи с чем, кандидату может быть отказано в представлении его кандидатуры представительному органу муниципального образования.
Решением Ленинградского областного суда от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На судебный акты Баранова О.С. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене, настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе о противоречии оспариваемой нормы положениям Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку указанные нормативные правовые акты не содержат положений о том, что представительный орган вправе ограничивать число лиц, претендующих на замещение должности муниципальной службы. Полагает, что условие о признании конкурсной комиссией кандидатами какого - то конкретного числа претендентов вне зависимости от их соответствия предъявляемым к замещаемой должности требованиям, нивелирует роль представительного органа муниципального образования в конкурсной процедуре.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика просит оставить судебные акты без изменения, указав, что само по себе указание в Областном законе на определение муниципальным правовым актом количества кандидатов, представляемых конкурсной комиссией по итогам конкурса представительному органу местного самоуправления, не может рассматриваться как ограничение прав граждан на доступ к муниципальной службе, поскольку в конкурсе может участвовать неограниченное число лиц, соответствующее установленным требованиям. Кроме того, Баранова О.С. реализовала свое право на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
28 января 2015 года Законодательным собранием Ленинградской области был принят, a 11 февраля 2015 года Губернатором Ленинградской области подписан областной закон Ленинградской области N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" (далее - Областной закон), который опубликован 16 февраля 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 17 февраля 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Согласно преамбуле Областной закон принят в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
Часть 3 статьи 4 Областного закона предусматривает, что по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на указанную должность, количество которых определяется муниципальным правовым актом.
Судами установлено, что оспариваемый Областной закон N 1-оз принят органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, в пределах имеющихся у него полномочий, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку принятия, а также введению его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Судам также установлено, что Баранова О.С. являлась участником конкурса на замещение должности главы администрации МО "Сясьстройское городское поселение" Волховского района Ленинградской области.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает право административного истца быть представленным совету депутатов муниципального образования по результатам проведенного конкурса как кандидата на замещение должности главы администрации муниципального образования. То есть оспариваемая норма была применена к Барановой О.С. при ее участии в конкурсе, и истица в силу положений, предусмотренных частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеет право оспорить ее в суде.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемые положения Областного закона N 1-оз не содержат норм, определяющих какое-либо конкретное число кандидатов, подлежащих представлению конкурсной комиссией. Следовательно, положениям нормативных правовых актов обладающих большей юридической силой, оспариваемые административным истцом положения Областного закона N 1-оз не противоречат.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении требований административного истца по признанию недействующей часть 3 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 N 1- оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в части слов "количество которых определяется муниципальным правовым актом".
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Абзац девятый части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Частями 5 и 6 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При поступлении на муниципальную службу, а также при её прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Согласно статье 17 Федерального закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Суды обоснованно указали, что поскольку порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования, то указанный орган местного самоуправления вправе устанавливать конкретное число кандидатов, подлежащих представлению конкурсной комиссией.
Доводы кассационной жалобы о том, что, тем самым представительный орган ограничивает число лиц, претендующих на замещение должности муниципальной службы вне зависимости от их соответствия предъявляемым к замещаемой должности требованиям, что нивелирует роль представительного органа муниципального образования в конкурсной процедуре, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
В силу оспариваемых положений, Областным законом N 1-оз определено, что конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на должность, конкретное число которых устанавливается по результатам проведенного конкурса, что не является ограничением прав всех кандидатов и не вводит дополнительных критериев отбора кандидатов.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции и второй инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласится у Судебной коллегии Третьего кассационного суда общей юрисдикции не имеется и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2020 года, по административному делу 3а-146/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу баранова О.С. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.