Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульченков В.И. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 марта 2021 года по административному делу N 2а - 3710/2020 по административному исковому заявлению Кульченков В.И. к призывной комиссии МО ГО "Город Калининград" о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии от 28 мая 2020 года и обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как неподлежащего призыву на военную службу и выдаче военного билета.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Кульченков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии муниципальное образование "Городской округ "Город Калининград" от 28 мая 2020 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а так же обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Кульченкова В.И. в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и выдаче военного билета.
В обоснование требований указал, что состоит на воинском учёте в Военном комиссариате г. Калининграда Калининградской области. В период с 01.09.2008 по 26.06.2013 он обучался в ФГБУ высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (далее КГТУ), в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2013 года. В 2013 году Кульченков В.И. поступил на обучение в аспирантуру в КГТУ, в связи с чем ему вновь была предоставлена отсрочка на военную службу до 2016 года. С момента постановки на воинский учёт и по момент обращения в суд он проживал и продолжает проживать по адресу регистрации. Кроме того, он с 25.06.2014 по настоящее время официально трудоустроен в Филиале ОПЕРУ Санкт-Петербурга Банка ВТБ. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста он повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал. 28.05.2020 призывной комиссией МО ГО "Город Калининград" в отношении него вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву и решение о зачислении в запас. Вместе с тем, с данным решением Призывной комиссии он не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 марта 2021 года Кульченкову В.И. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной 29 апреля 2021 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 14 мая 2021 года Кульченков В.И. просит об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам по делу. Указал, что от военной службы он не уклонялся. Какие-либо действия для осуществления призыва его на военную службу военный комиссариат не предпринимал.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела судами, Кульченков В.И, 09.06.1991 года рождения, состоял на воинском учёте в отделе Военкомата и снят с воинского учета по достижении 27 лет, то есть после 2018 года.
Кульченков В.И. в 2008 году получил среднее (полное) общее образование. В период с 2008 года по 2013 год обучался в КГТУ на экономическом факультете очной формы обучения и на период учёбы решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2013 года на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ N 53-ФЗ. В 2013 году Кульченков В.И. поступил в аспирантуру КГТУ очной формы обучения, кафедры финансов и кредита, и на период учебы решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу с 12.11.2013 года до 2016 года на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ N 53-ФЗ.
С 31.03.2016 по 30.03.2017 года Кульченков В.В. находился в академическом отпуске, после чего 31.08.2017 года был отчислен из КГТУ в связи с окончанием срока подготовки в аспирантуре, при этом кандидатскую диссертацию не защищал.
В период призывных компаний, начиная с осени 2017 года и до весны 2018 года вызывался в отдел Военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако не получал повестки в связи с отсутствием по месту регистрации.
Из докладной, составленной помощником начальника отделения Военкомата Ковязиным Л.Ф. 02.03.2018 стало известно, со слов родителей Кульченкова В.И, что последний по месту регистрации не проживает, его фактическим местом жительства является съёмное жилое помещение, расположенное по ул. Дзержинского, иных данных сотруднику сообщено не было и объяснительную самого Кульченкова В.И. от 25.05.2020, где последний добровольно указал, что до 2017 года постоянно проживал по месту регистрации.
Таким образом, судами установлено, что после окончания отсрочки от призыва на военную службу Кульченков В.И. не сообщил в Военкомат, о том, что фактически проживает не по месту регистрации, а также не уведомил о месте своей работы с 2013 года, что создало препятствие сотрудникам Военкомата для исполнения своих обязанностей по вручению повестки Кульченкову В.И.
Решением призывной комиссии от 28 мая 2020 года в соответствии с 4.1.1 ст.28 ФЗ N53 Кульченков В.И. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет. Зачислен в запас.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что правовых оснований для признании незаконным решения призывной комиссии от 28 мая 2020 года и для выдачи административному истцу военного билета, не имеется, так как Кульченков В.И. в период с сентября 2017 года и до достижения возраста 27 лет (09.06.2018 г.) фактически уклонялся от прохождения военной службы и не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В соответствии п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерация, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, которое в разделе III устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими: возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно - алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", пп. "г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Такими образом, в силу вышеуказанных норм права устанавливается обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
Судом первой инстанции установлено, что в связи отсутствием административного истца по месту регистрации во время оповещения и невозможностью вручить повестку для явки в военкомат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, военкомат обращался в органы внутренних дел по месту регистрации призывника с просьбой об установлении местонахождения лица 10.04.2017, 01.02.2018 г. Административный истец в спорный период времени постоянно не проживал по месту своей регистрации, что позволило бы сотрудникам военкомата вручить именно Кульченкову В.И. повестку лично под расписку в соответствии с требованиями Федерального закона N 53-ФЗ, ввиду чего правомерно пришел к выводу о том, что административный истец, скрывал от отдела военного комиссариата свое фактическое место пребывания и место работы, а административный ответчик в связи с действиями Кульченкова В.И, направленными на уклонение от воинского учета, был лишен возможности провести по отношению к нему призывные мероприятия.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В кассационной жалобе Кульченков В.И. просит дать иную оценку доказательствам, содержащимся в материалах дела.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 марта 2021 года по административному делу N 2а-3710/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Кульченков В.И. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 марта 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.