Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при помощнике судьи Пигалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Рудневой Светланы Валентиновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 4 июня 2021 года, которым исковые требования удовлетворены, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя административного Суркова Д.А, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом "адрес" Ярыш И.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Руднева С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обращение в суд, установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью "данные изъяты" кв. м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 44 919 000 руб. по состоянию на 16 июня 2015 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимости.
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года N 1110-р 26 января 2021 года в ЕГРП внесены новые сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N. Таким образом, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, утвержденная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 990-р, в размере 69 094 423 руб. 55 коп. является архивной. Указанная кадастровая стоимость является базой для исчисления налога за 2020 год, т.е. в силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая выплата должна производиться до ДД.ММ.ГГГГ на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Следовательно, за административным истцом как за налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2020 год, сохраняется право на применение результатов такого пересмотра, даже с учетом внесения новых сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем согласно отчету об оценке N от 30 апреля 2021 года составленному обществом с ограниченной ответственностью "Поволжский центр оценки и консалтинга", рыночная стоимость для объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 44 919 000 руб. по состоянию на 16 июня 2015 года.
Кадастровая стоимость, утвержденная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 990-р, является несоразмерной его рыночной стоимости и нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Решением Саратовского областного суда от 04 июня 2021 года восстановлен Рудневой С.В. срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением. Административное исковое заявление Рудневой С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворено. Установлена кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 44 919 000 руб. по состоянию на 16 июня 2015 года. Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 31 декабря 2020 года. Датой подачи заявления считать 13 мая 2021 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик Комитет по управлению имуществом Саратовской области просил решение Саратовского областного суда от 4 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым производству по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы указал, что судом первой инстанции неправильно применены положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", не учтены разъяснения изложенные в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ N2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от 30 июня 2021 года.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции представитель комитета по управлению имуществом Саратовской области Ярыш И.А, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Сурков Д.А, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1). Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (часть 3).
Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости, в отношении которого поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости этого объекта в размере рыночной, была определена на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 год N 990-р по состоянию на 16 июня 2015 года.
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предоставляют юридическим лицам право оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если эти результаты затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде или в комиссии.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2021 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П предусмотрен переход к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке с 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Саратовской области применяются положения статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности. Установление кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости осуществляется ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки".
Из материалов дела следует, что Руднева С.В. является собственником нежилого здания площадью "данные изъяты" кв. м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость данного нежилого здания утверждена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 990-р по состоянию на 16 июня 2015 года в размере 69 094 423 руб. 53 коп.
Административный истец представил отчет об оценке объекта недвижимости ООО "Поволжский центр оценки и консалтинга" N от 30 апреля 2021 года, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 16 июня 2015 года определена в размере 44 919 000 руб.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства и может быть использован при установлении кадастровой стоимости земельного участка. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для прекращения производства по делу.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года (данном случае после 1 января 2021 года) или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237- ФЗ.
Поскольку с 1 января 2021 года на территории Саратовской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, а в суд административный истец обратился только 13 мая 2021 года, при этом к административному исковому заявлению не было представлено доказательств обращения до 1 января 2021 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Саратовской области, при рассмотрении искового заявления Рудневой С.В. подлежит применению новое правовое регулирование.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, не свидетельствует о наличии оснований для исключения применения к спорным правоотношениям нового правого регулирования, поскольку, законодательство не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям.
Установленный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого может повлечь последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
На основании пункта 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 данного кодекса.
Учитывая изложенное, решение по данному административному делу подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского областного суда от 4 июня 2021 года отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Рудневой Светланы Валентиновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.