Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СНФ Саратов" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 9 июня 2021 года, которым исковые требования удовлетворены, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения ГБУ СО "Госкадастроценка" "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "СНФ Саратов" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обращение в суд, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 20 000 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес" равной его рыночной стоимости в размере 10 374 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка.
В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 16 161 200 руб. по состоянию на 01 января 2018 года. Указанная кадастровая стоимость является архивной. 28 декабря 2020 года на основании акта государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" N АОКС-64/2020/000245 от 24 декабря 2020 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. Оспариваемая кадастровая стоимость в размере 16 161 200 руб. применяется для целей налогообложения с 01 января 2019 года по 28 декабря 2020 года.
Вместе с тем согласно отчету об оценке N 2020/12/1ОКС, составленному "наименование организации", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в размере 10 374 000 руб. по состоянию на 01 января 2018 года.
Установленная распоряжением комитета кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает право административного истца как собственника земельного участка, вынужденного уплачивать налоговые платежи в необоснованно завышенном размере.
Решением Саратовского областного суда от 09 июня 2021 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" площадью 20 000 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 10 374 000 руб. по состоянию на 01 января 2018 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 30 ноября 2020 года.
Датой подачи заявления считать 29 января 2021 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик комитет по управлению имуществом Саратовской области просил решение Саратовского областного суда от 01 апреля 2021 года отменить. В обосновании доводов жалобы указал, что судом первой инстанции неправильно применены положения статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", не учтены разъяснения изложенные в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ N2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от 30 июня 2021 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБУ СО "Госкадастроценка" "данные изъяты" участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1). Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (часть 3).
Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости, в отношении которого поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости этого объекта в размере рыночной, была определена на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20.11.2018 N 1026-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" по состоянию на 01.01.2018.
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предоставляют юридическим лицам право оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если эти результаты затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде или в комиссии.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке) кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 01.01.2023, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2020 N 1034-П предусмотрен переход к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке с 01.01.2021.
Таким образом, с 01.01.2021 на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ в Саратовской области применяются положения статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности. Установление кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости осуществляется ГБУ СО "Центр государственной кадастровой оценки".
Из материалов дела следует, что ООО "СНФ Саратов" является собственником земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 20000 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес" Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р по состоянию на 1 января 2018 года в размере 16161200 рублей.
Административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка "наименование организации" N2020/12/10кс от 07 декабря 2020 года, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 10374 000 руб.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства и может быть использован при установлении кадастровой стоимости земельного участка. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для прекращения производства по делу.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2021, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ. то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237- ФЗ.
Поскольку с 1 января 2021 года на территории Саратовской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, а в суд административный истец обратился только 29 января 2021 года, при этом к административному исковому заявлению не было представлено доказательств обращения до 1 января 2021 года в порядке предусмотренном законодательством, при рассмотрении искового заявления ООО "СНФ Саратов" подлежит применению новое правовое регулирование.
Следовательно, поданное ООО "СНФ Саратов" заявление не подлежало рассмотрению в суде, поскольку для разрешения заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости федеральным законом с 1 января 2021 года предусмотрен иной судебный порядок.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной не свидетельствует о наличии оснований для исключения применения к спорным правоотношениям нового правого регулирования, поскольку, законодательство не содержит специальных правил применительно к оспариванию архивной кадастровой стоимости после введения нового правового регулирования.
Установленный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого может повлечь последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
На основании пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 данного кодекса.
Учитывая изложенное, решение по данному административному делу подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского областного суда от 9 июня 2021 года отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СНФ Саратов" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 06 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.