Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 3 августа 2021 года кассационную жалобу Соловьева В.В. на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июня 2021 года, а также поданную 13 августа 2021 года кассационную жалобу ИФНС России по городу Чебоксары на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июня 2021 года по административному делу N 2а-2315/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Чебоксары к Соловьеву В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационных жалоб, объяснения представителя ИФНС России по городу Чебоксары Ладониной В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы представляемого ею учреждения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года, с учётом определения от 17 августа 2020 года об исправлении описки, административное исковое заявление ИФНС России по городу Чебоксары удовлетворено, с Соловьева В.В. взыскана задолженность в общем размере 18524 рубля 59 копеек, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 13372 рубля 38 копеек;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере 3136 рублей 4 копейки;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за период с 2 июля 2019 года по 9 июля 2019 года в размере 26 рублей 74 копейки;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС, за период с 2 июля 2019 года по 9 июля 2019 года в размере 6 рублей 27 копеек;
- транспортный налог за 2017 год в размере 1955 рублей;
- пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28 рублей 16 копеек.
С Соловьева В.В. взыскана государственная пошлина в размере 740 рублей 98 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, пени и принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований. В части удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Соловьева В.В. транспортного налога решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Уменьшен размер взыскиваемой государственной пошлины.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год и пени, в указанной части принято новое решение: в удовлетворении требований ИФНС России по городу Чебоксары о взыскании с Соловьева В.В. задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1955 рублей и пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28 рублей 16 копеек отказано. Решение суда в части размера взысканной с Соловьева В.В. государственной пошлины изменено, с Соловьева В.В. взыскана государственная пошлина в размере 661 рублей 66 копеек.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с апелляционным определением, начальник ИФНС России по городу Чебоксары в кассационной жалобе ставит вопрос об его отмене, указывая, что судом апелляционной инстанции не были установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения административного дела, дополнительные сведения и доказательства для правильного разрешения дела судом не истребованы. Податель кассационной жалобы указывает на то, что срок по требованию об уплате налога и пени N 22159 по состоянию на 30 января 2019 года не пропущен, так как сумма недоимки была менее 3000 рублей и право на обращение в суд возникло лишь с выявлением недоимки по требованию N 190072 от 10 июля 2019 года, то есть 1 июля 2019 года, когда общая сумма недоимки превысила 3000 рублей. Соответственно, обращаясь 11 октября 2019 года с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговым органом срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не был пропущен.
Соловьевым В.В. также принесена кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, указывая на то, что он не осуществлял предпринимательскую деятельность. Податель жалобы ссылается на отсутствие расчёта взыскиваемых сумм, удержание недоимки из заработной платы, а также на неудовлетворение ходатайства о проведении судебной экспертизы аудиозаписи судебного заседания. Также он не согласен с обязанностью уплаты налога по страховым взносам, так как он был поставлен на учёт в налоговом органе лишь 7 июля 2018 года, при том, что ранее предпринимательская деятельность им была прекращена 6 июня 2014 года. Кроме того, Соловьев В.В. указывает на то, что суд апелляционной инстанции не ответил ни на один из доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
В силу пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаётся осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 5 - 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года, 29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года (29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчётный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчётный период 2018 года, 6 884 рублей за расчётный период 2019 года и 8 426 рублей за расчётный период 2020 года.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учёта в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учёта в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте
2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 30 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено самой статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации.
Cудами установлено, что в связи регистрацией Соловьева В.В. в качестве индивидуального предпринимателя за 2019 год налоговым органом Соловьеву В.В. по сроку уплаты - 1 июля 2019 года начислены страховые взносы в общем размере 16 508 рублей 42 копейки, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 13372 рубля 38 копеек;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 3136 рублей 4 копейки.
В связи с несвоевременной уплатой Соловьевым В.В. страховых взносов налоговым органом в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26 рублей 74 копейки.
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6 рублей 27 копеек;
10 июля 2019 года налоговый орган направил Соловьеву В.В. требование N 190072 по состоянию на 10 июля 2019 года об уплате по страховым взносам, пени. Установлен срок исполнения до 20 августа 2019 года.
Данное требование административным ответчиком не исполнено.
Также установлено, что в 2017 году за Соловьевым В.В. были зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ-2111, регистрационный знак N, дата регистрации 14 ноября 2013 года; Шевроле-Нива, регистрационный знак N дата регистрации 26 ноября 2015 года.
20 сентября 2018 года налоговый орган направил административному ответчику налоговое уведомление от 28 августа 2018 года N 28790654 об уплате, в том числе, транспортного налога за 2017 год (12/12 месяцев владения в году) в размере 1 955 рублей со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой транспортного налога налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28 рублей 16 копеек.
19 февраля 2019 года налоговый орган направил административному ответчику требование по состоянию на 30 января 2019 года N 22159 об уплате транспортного налога и пени. Установлен срок исполнения до 26 марта 2019 года.
Данное требование Соловьевым В.В. также не исполнено.
23 октября 2019 года мировым судьёй судебного участка N 6 Московского района города Чебоксары вынесен судебный приказ о взыскании с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени в общей сумме 18524 рубля 59 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 6 Московского района города Чебоксары от 13 ноября 2019 года данный судебный приказ отменён в связи с поступлением возражений от Соловьева В.В.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая настоящий публично-правовой спор, суд первой инстанции, проверив соблюдение налоговым органом срока и порядка взыскания налога, правильность исчисления размера страховых взносов, транспортного налога, пени, пришёл к выводу о наличии у Соловьева В.В. обязанности по уплате страховых взносов, транспортного налога, пени по ним в заявленном ко взысканию размере и удовлетворил административное исковое заявление.
При новом апелляционном рассмотрении, оставляя без изменения решение суда первой инстанции в части взыскания страховых взносов и пени, начисленных в связи с неуплатой данных страховых взносов, суд апелляционной инстанции согласился с выводом о том, что основанием для начисления их является факт регистрации административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с правовыми положениями Налогового кодекса Российской Федерации, приведёнными выше, и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определениях от 12 апреля 2005 года N 164-О и от 12 мая 2005 года N 213-О. При этом обоснованно указано на отсутствие непреодолимых обстоятельств невозможности прекращения гражданином предпринимательской деятельности.
Между тем ссылка Соловьёва В.В. в кассационной жалобе на то, что суд апелляционной инстанции не рассмотрел доводы его апелляционной жалобы, заслуживает внимания.
Пунктом 5 части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при вынесении определения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 июня 2021 года N 1170-О указал, что данное правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не позволяет принимать произвольные, немотивированные судебные акты без учёта всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
В апелляционной жалобе Совельев В.В. указывал на то, что требования об плате страховых взносов, пени, которое направлено простым письмом (л.д. 13), он не получал. Данный вопрос не являлся предметом кассационного рассмотрения по жалобе налогового органа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 декабря 2020 года. Ранее Совельевым В.В. вступившие в законную силу судебные акты по данному административному делу не обжаловались.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вопрос об исполнении налоговым органом положений приведённой нормы закона не исследовался. При этом положения пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации связывают право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с наличием у этих лиц задолженности по обязательным платежам и неисполнением требования контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, вопрос об обоснованности обращения налогового органа в суд за взысканием с административного ответчика страховых взносов и пени на основании требования об их уплате N 190072 по состоянию на 10 июля 2019 года в полной мере не исследован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С учётом того, что сумма недоимки по транспортному налогу и пени по требованию N 22159 по состоянию на 30 января 2019 года не превышает сумму 3000 рублей, возникновение права налогового органа на обращение в суд взыскания данной недоимки является значимым по делу обстоятельством, которое подлежит выяснению в совокупности с вопросом о возникновении права на обращение в суд по требованию N 190072 по состоянию на 10 июля 2019 года, общая сумма по которым превышает 3 000 рублей, о чём указывается в кассационной жалобе налогового органа.
Кроме того, заслуживает внимания довод кассационной жалобы Соловьева В.В. об указании налоговым органом в заявлении о вынесении судебного приказа (л.д. 146) о прекращении административным ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 6 июня 2014 года. То есть вопрос о наличии регистрации Соловьёва В.В. в качестве индивидуального предпринимателя в значимый период является значимым по делу обстоятельством.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведённое выше и принять решение при строгом соблюдении норм процессуального и материального закона, проверив соблюдение всех сроков, установленных федеральным законом для обращения в суд.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июня 2021 года отменить.
Направить дело в Верховный Суд Чувашской Республики на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 13 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.