Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Оськина Д.И. (далее - Оськин Д.И.), действующего в интересах акционерного общества "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 15 августа 2019 г., решение судьи Подольского городского суда Московской области от 27 января 2021 г. и решение судьи Московского областного суда от 2 марта 2021 г., вынесенные в отношении акционерного общества "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" (далее - АО ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 15 августа 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Подольского городского суда Московской области от 27 января 2021 г. и решением судьи Московского областного суда от 2 марта 2021 г, АО ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Оськин Д.И, действующий в интересах АО "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА", просит отменить названные судебные акты, приводя доводы о их незаконности, и прекратить производство по делу или направить дело на новое рассмотрение.
Одновременно указанным лицом заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов, которое разрешению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса.
АО "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на неё не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), действовавшие на период вменяемого АО "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" правонарушения.
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 21 Правил установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складировании противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра, а в хвойных лесах насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Согласно пункту 34 Правил, полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2, 5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 апреля 2019 г. N 167-ПГ особый противопожарный режим установлен на территории Московской области с 1 мая 2019 г.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2019 г. в 11 часов 00 минут в рамках федерального государственного лесного надзора и федерального пожарного надзора в лесах при патрулировании лесного участка в составе земель лесного фонда Домодедовского участкового лесничества Подольского лесничества, по маршруту патрулирования N 9, утвержденного приказом ГКУ МО "Мособллес" от ДД.ММ.ГГГГ N, вблизи мкр. Авиационный городского округа Домодедово Московской области, на лесном участке Домодедовского участкового лесничества Подольского лесничества, в квартале 33, выделе 33, выявлено нарушение АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" Правил пожарной безопасности в лесах при условиях особого противопожарного режима на территории Московской области, выразившееся в том, что АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" допустило засорение лесного участка порубочными остатками, оставленными на лесном участке в границах охранной зоны трубопровода, на площади примерно 12 кв.м. На момент выявления нарушения работы на лесном участке не проводились.
Факт нарушения АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" Правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 июня 2019 г. (т. 1 л.д. 1); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20 мая 2019 г. (т. 1 л.д. 2); протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20 мая 2019 г. с фототаблицей (т. 1 л.д. 3-6), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" не предпринято, поскольку у юридического лица, как пользователя лесного участка, имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, однако указанно юридическое лицо не приняло всех зависящих мер по их соблюдению.
В действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" в совершении административного правонарушения.
Оценив все исследованные доказательства, приведенные в обоснование вины АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА", должностное лицо и судьи обоснованно признали их достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с которыми обоснованно пришли к выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку они подробны и согласуются друг с другом.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Доводы жалобы о недоказанности вины АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не основаны на нормах закона. Более того, указанные доводы жалобы опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, основаны на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения и иной оценки представленных доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностнмым лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения АО "ТРАНСНЕФТЬ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 15 августа 2019 г, решение судьи Подольского городского суда Московской области от 27 января 2021 г. и решение судьи Московского областного суда от 2 марта 2021 г, вынесенные в отношении акционерного общества "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Оськина Д.И, действующего в интересах акционерного общества "ТРАНСНЕФТЬ-ВЕРХНЯЯ ВОЛГА", - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.