Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленные железные дороги" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 22 Советского судебного района г. Липецка от 30 апреля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 15 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промышленные железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 22 Советского судебного района г. Липецка от 30 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Липецка от 15 июля 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Промышленные железные дороги" (далее - ООО "Промышленные железные дороги", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Промышленные железные дороги" Башлыков А.В. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Федеральный закон N 28-ФЗ) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 199 года N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Пунктами 1.2, 2.1 и 2.2 вышеназванных Правил установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию, по итогам инвентаризации или при изменении типа защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 04 февраля 2020 года в период времени с 11 часов 10 минут до 11 часов 30 минут в ходе проведения прокуратурой Советского района г. Липецка проверки надлежащего использования и обслуживания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории ООО "Промышленные железные дороги" по адресу: "адрес", установлено, что:
- в несущих и ограждающих строительных конструкциях убежища имеются дефекты и повреждения, протечки. В помещениях убежища сыро. В помещениях имеются следы подтопления грунтовыми водами. Защитно-герметические и герметические двери находятся в неисправном состоянии. В ограждающих конструкциях незащищенные отверстия, через которые возможно сообщение внутренних помещений убежища с атмосферой. В настоящее время герметичность не обеспечивается;
- гидроизоляция убежища нарушена;
- состояние входных (основных и запасных дверей): защитно-герметические и герметические двери частично демонтированы, оставшиеся в неисправном состоянии. На дверях имеются следы ржавчины. Уплотняющая резина на защитных устройствах имеет многочисленные трещины. Механизмы задраивания неисправны, затворы прижимают не плотно. Смазка отсутствует. Разгружающие подставки под воротами и дверями отсутствуют;
- герметическая дверь запасного выхода демонтирована;
- внутренние двери помещений частично демонтированы;
- защитные оголовки в неисправном состоянии;
- входы, тамбуры и аварийный выход загромождены;
- входной лестничный пролет имеет разрушения;
- полы, потолки, стены убежища имеют множественные следы протечек и подтоплений. Герметизация стен и перекрытий нарушена. В потолке и стенах имеются несанкционированные устроенные отверстия и проемы;
- система вентиляции находится в неисправном состоянии. Фильтры поглотители, вентиляторы, противовзрывные устройства и герметические клапаны отсутствуют (демонтированы);
- система энергоснабжения находится в неисправном состоянии. Освещение в помещениях отсутствует. Система электроснабжения и осветительные приборы демонтированы. Резервный источник аварийного электроснабжения по проекту не предусмотрен;
- система водоснабжения находится в неисправном состоянии, демонтирована. Водоснабжение осуществлялось от водопроводных сетей завода "Липецкий станкостроительный завод". Емкость с аварийным запасом воды в количестве 1 шт, объемом 1, 1 куб.м. демонтирована. Система забора воды в емкость демонтирована;
- система канализации принудительно-напорная, находится в неисправном состоянии. Сантехнические приборы демонтированы;
- система отопления: центральное водяное от сетей завода, находится в нерабочем состоянии, демонтирована полностью;
- инженерно-технические сети (воздуховоды, водопроводы, теплоснабжение, канализация электросети) находятся в нерабочем состоянии;
- системы жизнеобеспечения находятся в нерабочем состоянии и не соответствуют нормативным показателям по производительности и герметичности сооружения и защите от ОВ, РВ, БС и не обеспечивают непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение установленного времени;
- проведение ежегодных осмотров и регламентных работ не осуществлялось с 2006 года;
- телефонная связь и система радиотрансляции в нерабочем состоянии;
- убежище необходимым инвентарем, приборами, имуществом и инструментом не укомплектовано;
- необходимая эксплуатационно-техническая документация, согласно Перечня, установленного требованиями приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 отсутствует в полном объеме, за исключением паспорта на ЗС ГО;
- акт о проверке убежища на герметичность отсутствует.
Здание, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Юношеская, д.18А, в том числе встроенное защитное сооружение N 138, расположенное в подвале, принадлежит на праве собственности ООО "Промышленные железные дороги" с 27 декабря 2002 года.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Промышленные железные дороги" протокола об административном правонарушении, согласно которому Обществом допущены нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, состоящие, помимо прочего, в том, что Общество не обеспечило сохранность существующего объекта гражданской обороны (защитного сооружения), не приняло меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию, не обеспечило исправность и сохранность защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и его отдельных элементов.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением мирового судьи судебного участка N 22 Советского судебного района г. Липецка от 30 апреля 2020 года Общества к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства вменяемого Обществу административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 марта 2020 года, заданием N, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, копией акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. N от ДД.ММ.ГГГГ; копией паспорта N убежища (противорадиационного укрытия); копией выписки из Перечня защитных сооружений гражданской обороны; актом осмотра защитного сооружения; фототаблицей, выпиской из ЕГРН; копией технического паспорта и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Промышленные железные дороги" квалифицировано по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства о гражданской обороне.
В жалобе директор ООО "Промышленные железные дороги Башлыков А.В. указывает на то, что решением Советского районного суда г. Липецка от 18 сентября 2020 года, вступившим в законную силу 7 декабря 2020 года, признано право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подземном складе в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; право собственности Общества на подземный склад признано отсутствующим; на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях возложена обязанность принять подземный склад в фактическое пользование и совершить действия по оценке готовности объекта к укрытию и приведению склада в состояние, пригодное для использования по назначению.
Доводы жалобы не свидетельствуют о незаконности принятых актов и не могут служить основанием к их отмене.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, статус указанного объекта гражданской обороны не изменен, защитное сооружение с учета не снято. В силу пунктов 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в рассматриваемом случае является ООО "Промышленные железные дороги". Организации, независимо от организационно-правовой формы, в чьем фактическом пользовании находятся объекты гражданской обороны, обязаны обеспечить сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ООО "Промышленные железные дороги" в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 22 Советского судебного района г. Липецка от 30 апреля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 15 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промышленные железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленные железные дороги" - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.