Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В. и Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Фирма ЗАК" на решение Московского областного суда от 14 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Фирма ЗАК" к министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, мнение представителя ООО "Фирма ЗАК" - адвоката Кулика Г.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Фирма ЗАК" на праве собственности принадлежат земельные участки, с кадастровыми номерами N, находящиеся по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира - "адрес", "адрес"".
Распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" кадастровая стоимость названных земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2018 года, составила 27 820 104 рубля, 34 891 047 рублей, 37 219 461 рубль 09 коп. (с учетом исправлений технической ошибки)
В соответствии с отчетом об оценке от 29 марта 2019 года N 07/03-19, проведенного ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной деятельности", рыночная стоимость спорных земельных участков на указанную выше дату составила 6 945 848 рублей, 7 117 265 рублей, 14 441 160 рублей.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ООО "Фирма ЗАК" указала, что несоответствие между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, напрямую влияет на размер земельного налога.
Решением Московского областного суда от 14 октября 2020 года кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 1 января 2018 года в соответствии с проведенной судебной экспертизой в размере, равном их рыночной стоимости: земельный участок, с кадастровым номером N, в размере 20 743 200 рублей; земельный участок, с кадастровым номером N, в размере 25 473 630 рублей; земельный участок, с кадастровым номером N, в размере 40 129 580 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 года, решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером N, равной его рыночной, отменено с принятием в данной части нового решения, которым в удовлетворении административного иска в названной части отказано.
В остальной части решение Московского областного суда от 14 октября 2020 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Фирма ЗАК" обратилось 22 июня 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции с кассационной жалобой (поступила 15 июля 2021 года), в которой просило об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В силу ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3).
Положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 названного Федерального закона указано, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ч. 1); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащих ООО "Фирма ЗАК" на праве собственности вышеупомянутых земельных участков в размере 27 820 104 рубля, 34 891 047 рублей, 37 219 461 рубль 09 коп. установлена по состоянию на 1 января 2018 года в результате государственной кадастровой оценки и утверждена распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
Согласно выводам заключения эксперта от 15 сентября 2020 года N Э-10926/20, выполненного ООО "Светлоярский" в ходе рассмотрения настоящего административного дела, рыночная стоимость упомянутых земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года составила: земельный участок, с кадастровым номером N - 20 743 200 рублей; земельный участок, с кадастровым номером N - 25 473 630 рублей; земельный участок, с кадастровым номером N - 40 129 580 рублей.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, исследовав доказательства по делу, оценив их в соответствии с положениями процессуального закона, пришел к выводу о том, что представленный административным истцом отчет об оценке от 29 марта 2019 года N 07/03-19, выполненный ООО "Центр экспертизы, кадастровой и оценочной деятельности", не соответствует требованиям, предъявляемым к составлению отчета, в связи с чем является недопустимым доказательством и принял в качестве надлежащего доказательства заключение вышеуказанной судебной экспертизы.
При этом, суды исходили из того, что экспертное заключение содержит подробное описание проведенных исследований, выводы эксперта и ответы на поставленные судом вопросы, а также все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Каких-либо данных, с достоверностью опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методика оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельного участка, в материалах дела не имеется и в суд не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что решением ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" от 24 мая 2019 года N 527/2019с в отношении земельного участка, с кадастровым номером N, произведен перерасчет кадастровой стоимости в связи с единичной технической ошибкой, которая установлена в размере 37 219 461 рубль 09 коп, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части и принял новое решение об отказе удовлетворении административного иска в этой части, поскольку факт завышения кадастровой стоимости по сравнению с его рыночной стоимостью не нашел своего подтверждения.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами нижестоящих инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем поданная кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами первой и апелляционной инстанций применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность назначения судебных экспертиз и их выводов об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Вопреки доводам кассационной жалобы судебное экспертное заключение оценено по правилам, установленным в ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки в не является произвольной, проведено исследование рынка земельных участков, проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемыми земельными участками, как по площади, так и по месту расположения, экспертом обоснованно применены корректировки и подходы оценки.
При проведении судебной экспертизы нарушений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не имеется, заключение соответствует федеральным стандартам оценки. Более того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет специальное высшее образование и определенный стаж экспертной работы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, о недостоверности экспертного заключения об определении рыночной стоимости земельного участка и недопустимости его использования в качестве доказательства по делу, были предметом обсуждения судами и обоснованно отклонены ими по мотивам, изложенным в решении судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со ст. 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств.
По своей сути, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 14 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма ЗАК" - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.