Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 10 июня 2021 года гражданское дело по иску Харченко В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Щекино Тульской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением общеустановленного возраста, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Щекино Тульской области (межрайонное) на решение Щекинского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Харченко В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее ГУ - УПФР) в городе Щекино Тульской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением общеустановленного возраста.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24 февраля 2021 года, на ГУ - УПФР в городе Щекино Тульской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Харченко В.А. пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с 29 ноября 2019 года.
В кассационной жалобе ГУ - УПФР в городе Щекино Тульской области (межрайонное) просит решение Щекинского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24 февраля 2021 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с нарушением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, являющийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 этого же закона, или Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение или в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Положениями статей 32-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
Статья 33 указанного закона предусматривает, что пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 21 апреля 1999 года Харченко В.А. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 года N 237-р, постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582, постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", город Плавск поселок Агролес Тульской области отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
29 ноября 2019 года истец обратился в ГУ - УПФР в городе Щекино Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с достижением возраста 55 лет.
Решением пенсионного органа от 13 февраля 2020 года в назначении пенсии Харченко В.А. отказано, в связи с отсутствием необходимого постоянного и непрерывного периода проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом, для снижения возраста выхода на пенсию Харченко В.А. были включены периоды проживания в зоне с правом на отселение всего 9 лет 4 месяца 2 дня. Периоды работы с 1 января 2007 года по 12 апреля 2009 года, с 18 сентября 2009 года по 2 декабря 2011 года, с 5 декабря 2011 года по 28 сентября 2012 года, с 1 января 2013 года по 30 апреля 2013 года, с 22 июля 2013 года по 19 марта 2015 года, с 22 октября 2015 года по 31 декабря 2018 года, с 19 февраля 2019 года по 29 ноября 2019 года исключены пенсионным органом из периодов проживания, в связи с отдаленностью нахождения места работы от зоны загрязнения.
При разрешении заявленного спора не оспаривалось то обстоятельство, что истцом осуществлялась трудовая деятельность в спорные периоды на предприятиях в городе Москва и Московской области.
Принимая решение о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в том числе показания свидетелей, руководствуясь положениями части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2001 года, исходил из того, что истец выполняет трудовые обязанности вне зоны радиоактивного загрязнения с учетом сменного характера работы, в связи с чем, установив постоянный характер проживания истца в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом, пришел к правильному выводу о наличии у истца права на снижение пенсионного возраста и, как следствие, права на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указал на то, что выезд истца в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием, в связи с чем, периодическое не проживание Харченко В.А. по месту постоянной регистрации, в связи с работой в городе Москва и Московской области, не свидетельствует о перемене им места жительства.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Щекино Тульской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.