Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Брусовой О.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области (межрайонное) Рыбалкиной Ж.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Брусова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Решением Кромского районного суда Орловской области от 02 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований Брусовой О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены, за Брусовой О.А. признано право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года; ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное) обязано назначить и производить Брусовой О.А. выплату пенсии с 19 ноября 2020 года. С ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Брусовой О.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе начальник ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное) Рыбалкина Ж.В. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Брусова О.А. с 6 декабря 2004 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в "адрес".
3 ноября 2020 года Брусова О.А. обратилась в ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно на 3 года в связи с проживанием в течение 15 лет на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Письмом ГУ УПФР в Кромском районе Орловской области (межрайонное) от 17 ноября 2020 года заявление Брусовой О.А. оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что она с 1 октября 2013 года по 31 августа 2018 года и с 1 октября 2018 года по 18 ноября 2020 года работала за пределами Орловской области, в связи с чем данные периоды подлежат исключению из периода проживания в зоне радиактивного загрязнения. С учетом этого период проживания Брусовой О.А. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составляет 8 лет 10 месяцев 25 дней, что дает право досрочного выхода на пенсию на 2 года.
Судами установлено, что в период с 1 октября 2013 года по 8 июня 2016 года и с 1 октября 2018 года по настоящее время Брусова О.А. работает в г. Москве в "данные изъяты"" с графиком работы 10 рабочих дней - 20 выходных дней.
В период с 9 июня 2016 года по 31 августа 2017 года и с 9 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года Брусова О.А. работала в г. Москве в "данные изъяты"".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа пенсионного органа в назначении Брусовой О.А. пенсии досрочно на 3 года, поскольку период ее работы в г. Москве исключает факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом, полагая, что выезд Брусовой О.А. из "адрес" в период осуществления трудовой деятельности не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием, поскольку Брусова О.А. зарегистрирована по адресу: "адрес", которое относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, где проживает с семьёй, имеет приусадебный участок, с 22 июня 2016 года по 25 июля 2016 года находилась на стационарном лечении в Бюджетном учреждении здравоохранения " "адрес" больница", выезд на работу носит временный характер.
В разделе IV Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Так, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
Исходя из пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
"адрес" было включено в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р, а затем включено в Перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 и от 8 октября 2015 года N 1074, в составе зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Брусова О.А. с учетом периода регистрации и проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на 3 года, то есть по достижении ею возраста 52 лет.
Учитывая, что Брусова О.А. обратилась с заявлением в пенсионный орган 3 ноября 2020 года, а право на досрочное назначение пенсии у нее возникло с момента достижения ею возраста 52 лет - ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что пенсия ей должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что Брусова О.А. постоянно проживает в г.Москве, где осуществляет работу, и зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования в г.Москве, при отсутствии представления сведений работодателем о коде территориальных условий "Вахта" в дополнительных сведениях, являются несостоятельными и противоречат установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) Рыбалкиной Ж.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.