Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Тандер" Лузянина Андрея Борисовича на вступившие в законную силу постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 августа 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 августа 2020 года (N 5-5272/2020), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2021 года (N 12-284/2021), АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Тандер" Лузянин А.Б. ставит вопрос об отмене судебных актов, считая их незаконными, просит прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 20 июля 2021 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 23 июля 2020 года N 22-02-2182/0, составленному начальником управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города Сургута ХМАО-Югры, 01 июля 2020 года в 10 часов 45 минут в ходе проведения обследования магазина "Магнит", расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 50, в котором АО "Тандер" осуществляет предпринимательскую деятельность, зафиксирован факт невыполнения обществом правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: отсутствуют индивидуальные средства защиты органов дыхания у работников торговли, отсутствует на выходе централизованный сбор использованных одноразовых масок, перчаток, дезинфицирующих салфеток, отсутствует на входе контроль соблюдения посетителями масочного режима, место обработки рук кожными антисептиками для посетителей предприятия торговли, одноразовые перчатки для посетителей предприятия торговли.
Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Тандер" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. С выводами судьи городского суда о наличии оснований для привлечения к ответственности согласился и судья окружного суда.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты нельзя признать законными по следующим основаниям.
Согласно п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации. Определение этих лиц к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации законом не отнесено.
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 975-р утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этом перечне указаны в том числе руководители созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители (п. 15).
Распоряжением Администрации города Сургута от 08 декабря 2006 года N 2426 утверждено Положение об управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, из которого следует, что Управление является структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут - Администрации города Сургута, не обладая статусом юридического лица. Следовательно, Управление не относится к органам, указанным в п. 15 вышеназванного перечня, а его начальник не уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы только о тех административных правонарушениях, которые перечислены в ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ. В их числе ст. 20.6.1 КоАП РФ отсутствует.
Поскольку протокол об административном правонарушении в отношении АО "Тандер" составлен неуполномоченным должностным лицом, постольку он является недопустимым доказательством. Это обстоятельство свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении было возбуждено с нарушением закона.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с тем, что порядок привлечения АО "Тандер" к административной ответственности нарушен, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 августа 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер", отменить.
Производству по делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.