Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сапрыгиной Л.Ю, судей Тетюева С.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 июня 2021 года, вынесенное по административному делу N2а-181/2021 по административному иску Галиуллина Марата Асхатовича к военному комиссариату города Магнитогорска Челябинской области, Леонидовичу, военному комиссару города Магнитогорска Челябинской области Голикову Дмитрию Владимировичу, военному комиссариату Челябинской области, призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, председателю призывной комиссии Ледневу Александру Константиновичу, заместителю председателя призывной комиссии Головину Владимиру Леонидовичу, членам призывной комиссии Бочкареву Дмитрию Викторовичу, Соколовой Ольге Ивановне, Алфеевой Наталье Сергеевне о признании решения призывной комиссии незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика военного комиссариата Челябинской области Севостьяновой В.В, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя административного истца Чернова А.В, возражавшего против отмены апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галиуллин М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату города Магнитогорска Челябинской области о признании незаконным решения призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области военного комиссариата города Магнитогорска Челябинской области о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности вынести решение о зачислении в запас как гражданина, не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет, и выдать военный билет.
В обоснование административных исковых требований указано, что повестки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу под расписку истец не получал, его место жительства и учебы были известны работникам военного комиссариата, место жительства он не покидал.
Определением суда от 19 января 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия Магнитогорского городского округа Челябинской области, военный комиссариат Челябинской области, военный комиссар города Магнитогорска Челябинской области Голиков Д.В, председатель призывной комиссии Леднев А.К, заместитель председателя призывной комиссии Головин В.Л, члены призывной комиссии Бочкарев Д.В, Соколова О.И, Алфеева Н.С.
Решением Правобережного районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 18 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Галиуллина М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 июня 2021 года, решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение. Административное исковое заявление Галиуллина М.А. удовлетворено частично, решение призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области от 29 октября 2020 года N 8/у о признании Галиуллина М.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признано незаконным и отменено. На военный комиссариат города Магнитогорска Челябинской области возложена обязанность выдать Галиуллину М.А. военный билет. В удовлетворении остальной части административных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 июля 2021 года, административный ответчик военный комиссариат Челябинской области просил отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению административного ответчика, суд апелляционной инстанции неверно определилзначимые обстоятельства по делу, обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также нормы материального права, подлежащие применению. В период с 01 октября 2018 года по 01 октября 2019 года Галиуллин М.А. не исполнил обязанность по прохождению военной службы в отсутствие объективных причин, препятствующих его призыву на военную службу. Указанные обстоятельства являются юридически значимыми. Из материалов дела следует, что в отношении административного истца призывной комиссией не принималось решение об освобождении от военной службы, и ему не предоставлялась отсрочка от призыва в период призывных кампаний 2014-2017 гг. Суд апелляционной инстанции вышел за рамки имеющихся полномочий, так как согласно п. 12 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" выдача военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией. Действующими нормативными актами не предусмотрена выдача военного билета на основании вступившего в силу решения суда или иного государственного органа, кроме как решения призывной комиссии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, указал, что административный истец, состоя на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства, без достаточных на то оснований уклонился от призыва и прохождения военной службы, в результате чего пришел к выводу о законности оспариваемого решения призывной комиссии.
Отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя административный иск, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда пришла к выводу о том, что Галиуллин М.А. не прошел военную службу по призыву, поскольку мероприятия по его призыву на военную службу до достижения им 27 лет не проведены военным комиссариатом своевременно, в связи с чем оснований для применения в отношении истца положений п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не имелось.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции следует согласиться.
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания пп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, осуществляемому на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год, с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закреплены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение).
В силу п. 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, пп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки, имевшие место после 01 января 2014 года.
Как установлено судами и подтверждается собранными по делу доказательствами, 30 июня 2015 года Галиуллину М.А. была предоставлена отсрочка от призыва на период обучения в образовательном учреждении (аспирантуре) до 31 августа 2018 года.
20 марта 2020 года Галиуллин М.А. снят с воинского учета по достижении им возраста 27 лет.
В октябре 2020 года Галиуллин М.А. обратился в военный комиссариат города Магнитогорска Челябинской области с заявлением о выдаче военного билета по достижении им возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии Магнитогорского городского округа, оформленным протоколом N 8/у от 29 октября 2020 года, Галиуллин М.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Суд апелляционной инстанции, давая оценку действиям призывной комиссии по принятию решения от 29 октября 2020 года, которым Галиуллин М.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, указал, что на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, административный истец военным комиссариатом в ходе призывных кампаний 2018-2019 гг. не вызывался, каких-либо сведений о вручении лично ему повесток в деле не имеется, обязанность по самостоятельной явке в военный комиссариат у административного истца в силу закона отсутствовала.
Поскольку военным комиссариатом не было представлено доказательств, подтверждающих, что в юридически значимый период времени (с осени 2018 года по 2019 год) в отношении Галиуллина М.А. предпринимались действия по призыву его на военную службу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о не прохождении истцом военной службы по призыву по независящим от него причинам и, как следствие, о наличии оснований для признания решения призывной комиссии от 29 октября 2020 года незаконным и возложении на военный комиссариат обязанности выдать истцу военный билет.
С учетом положений ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву; повестки, оформленные в 2018-2019 гг, не подтверждают выполнение военным комиссариатом обязанности по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва истца на военную службу. Повестка от 26 октября 2015 года получила критическую оценку суда апелляционной инстанции с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии нарушений положений действующего законодательства со стороны призывной комиссии были предметом исследования суда апелляционной инстанции, который сделал обоснованный вывод о незаконности решения призывной комиссии и нарушении прав и законных интересов истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы обязанность по выдаче административному истцу военного билета, возложенная на военный комиссариат, не носит самостоятельный характер, а является способом восстановления нарушенных прав и законных интересов Галиуллина М.А, что соответствует положениям ст. 227 КАС РФ. Кроме того, по смыслу п. 2, 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военные билеты гражданам выдаются органами, осуществляющие воинский учет, к которым прежде всего относятся военные комиссариаты.
Суд апелляционной инстанции верно определили установилюридически значимые для разрешения спора обстоятельства и на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств правомерно удовлетворил исковые требования Галиуллина М.А.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.