Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-173/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Управляющая компания "НИК РАЗВИТИЕ" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Подмосковье" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Московского областного суда от 22 марта 2021 года, которым административный иск удовлетворен, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, возражения представителя министерства имущественных отношений Московской области Ивановой Н.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Управляющая компания "НИК РАЗВИТИЕ" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Подмосковье" (далее - АО "УК "НИК РАЗВИТИЕ" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Подмосковье") обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости входящего в состав имущества составляющего фонд, нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 13 601, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 7 мая 2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная в отношении данного объекта недвижимого имущества кадастровая стоимость в размере 680 369 503, 08 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке от 20 июля 2020 года N, подготовленного оценщиком "данные изъяты" в размере 279 990 000 руб, чем нарушаются права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Московского областного суда от 22 марта 2021 года административное исковое заявление административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданное в Московский областной суд 09 октября 2020 года, удовлетворено.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 13 601, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установлена в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 7 мая 2019 года, в размере 668 705 000 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, содержится просьба о его отмене.
В обоснование доводов жалобы указано, что заключение судебной оценочной экспертизы не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ), эксперт ошибочно применяет корректировку на местоположение без учета пособия "СРК 2018" под ред. Е.Е. Яскевича, что противоречит сложившейся оценочной практике. Также некорректно экспертом была введена корректировка на красную линию, подобранные экспертом аналоги не сопоставимы с объектом оценки, ошибочно определена полезная площадь оцениваемого объекта.
Просил отменить состоявшееся по делу решение.
Представители административного истца, ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки", Управления Росреестра по Московской области, администрации Одинцовского городского округа и закрытого паевого инвестиционного комбинированного фонда "Подмосковье" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150, статей 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников административного судопроизводства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость находящегося у административного истца в доверительном управлении нежилого здания не соответствует его рыночной стоимости, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, руководствуясь положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), пришел к выводу об их удовлетворении.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что административный истец имеет в доверительном управлении имущество закрытого паевого фонда нежилое двухэтажное с цоколем здание 2009 года постройки, с кадастровым номером N, площадью 13 601, 3 кв.м, используемого в качестве "данные изъяты" Физическое состояние здания оценивается как отличное, состояние внутренней отделки-рабочее.
Данный объект недвижимости расположен по адресу: "адрес" на удалении 11 км. от "адрес", окружающая застройка представляет собой административные здания, производственные корпуса, склады, жилая застройка представлена частными жилыми домами.
Административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении нежилого здания, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Проанализировав выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд пришел к правильному выводу, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости утверждена Актом Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" N от 8 мая 2019 года по состоянию на 7 мая 2019 года в размере 680 369 503, 08 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 237-ФЗ, пунктами 1.2 и 1.3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В свою очередь согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
В силу требований статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Оспаривая установленную в результате государственной оценки кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец представил суду отчет об оценке от 20 июля 2020 года N, подготовленный оценщиком "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости была определена оценщиком в размере 279 990 000 руб.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Из разъяснений, данных в пункте 23 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Министерства имущественных отношений Московской области указал на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям федерального законодательства в области оценочной деятельности.
С целью правильного и всестороннего рассмотрения дела с учетом юридически значимых и подлежащих доказыванию в процессе рассмотрения дела по существу обстоятельств, определением суда от 2 ноября 2020 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО7 "данные изъяты"
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N от 5 февраля 2021 года, выполненному экспертом ФИО7, в отчете об оценке от 20 июля 2020 года N подготовленном оценщиком "данные изъяты" допущены нарушения требований законодательства об оценочной деятельности и требований федеральных стандартов оценки Российской Федерации.
При этом выводы эксперта по указанному вопросу экспертного исследования мотивированы со ссылкой на федеральные стандарты оценки и нормы Закона об оценочной деятельности и не оспаривались участниками процесса.
Рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 7 мая 2019 года определена экспертом в размере 668 705 000 руб.
Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в заключении судебного эксперта ФИО7, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется, поскольку определенная экспертом итоговая величина рыночной стоимости объекта исследования отвечает понятию рыночной стоимости, приведенному в статье в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению подателя жалобы, экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Проверка отчета об оценке и исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнены экспертом, отвечающим требованиям Закона N 73-ФЗ и приказа Минтруда России от 26 ноября 2018 года N 742н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в оценочной деятельности", имеющим стаж работы в области оценки более 5 лет, являющимся действующим членом саморегулируемой организации оценщиков, обладающим квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности по оценке недвижимости, застраховавшим свою профессиональную ответственность оценщика и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям действующего законодательства в области экспертной и оценочной деятельности были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им, с учетом дополнительно представленных в суд первой инстанции ответов на замечания и пояснений эксперта, данных в судебном заседании, дана надлежащая оценка, не согласится с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Несмотря на наличие у оценщика "данные изъяты" необходимой квалификации на составление отчета об оценке, с учетом выявленных в ходе производства судебной экспертизы нарушений требований законодательства, предъявляемых к форме и содержанию отчета о рыночной стоимости объекта оценки, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недопустимости принятия в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости нежилого здания отчета об оценке выполненного данным оценщиком.
Оценивая экспертное заключение в части расчета рыночной стоимости нежилого здания, суд первой инстанции верно исходил из того, что оно соответствует требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; содержит подробное описание проведенного исследования и указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов в соответствии с нормативными актами в области оценочной деятельности, учебными пособиями, справочной аналитикой; заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта; в нем изложены исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объекту оценки; в ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта оценки (элементы сравнения); в качестве объектов-аналогов экспертом был проведен сбор информации предлагаемых к продаже объектов недвижимости, для сравнения отобраны объекты-аналоги, наиболее сопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим признакам; характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения, из которой следует, что объекты-аналоги сопоставлялись с объектом оценки по группам сравнения; информационной базой явились данные с интернет сайтов в электронном виде и на бумажных носителях.
Эксперт отнес спорный объект к сегменту рынка нежилых зданий торгового назначения. По мнению эксперта, диапазон рыночных цен данного сегмента рынка составляет от 44 484 до 241 602 руб./кв.м. (для единого объекта с учетом стоимости земельного участка без учета скидки на торг).
Итоговая величина рыночной стоимости оцениваемого здания была определена экспертом в размере 49 165 руб./кв.м, что соответствует диапазону рыночных цен в оцениваемом сегменте.
Доказательств ошибочного определения экспертом диапазона рыночных цен по сегменту торговой недвижимости суду не представлено. Административным истцом не приведено доводов, свидетельствующих о наличии противоречий в выводах эксперта, сомнений в достоверности заключения. Всем доводам административного истца с учетом допроса эксперта в судебном заседании судом дана верная оценка.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания "НИК РАЗВИТИЕ" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Подмосковье" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.