Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-217/2021 по апелляционной жалобе Макарова Максима Юрьевича на решение Калининградского областного суда от 13 августа 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Малохатка Светланы Борисовны к Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва), Макарову Максиму Юрьевичу об оспаривании решения от 5 августа 2021 года N 25/142-5 "О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Макарова Максима Юрьевича".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административного истца Чукина В.Н, представителя Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии Мирная Т.Н, административного ответчика Макарова М.Ю, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Калининградской областной Думы от 17 июня 2021 года N 332, официально опубликованным 19 июня 2021 года, назначены на 19 сентября 2021 года выборы депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.
Согласно решения Избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года N 307/1764-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва в одномандатном избирательном округе N 2 возложены на Калининград-Центральную территориальную избирательную комиссию.
Решением Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии от 5 августа 2021 года N 25/142-5 Макаров М.Ю, выдвинутый региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
Решением Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2021 года N 25/155-5 Малохатка С.Б. зарегистрирована кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
Малохатка С.Б. обратилась в суд с административным иском об отмене решения Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии от 5 августа 2021 года N 25/142-5 о регистрации Макарова М.Ю. кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований указано, что Макаров М.Ю. допустил ряд нарушений в оформлении документов, представленных в избирательную комиссию, в частности: в заявлении о согласии баллотироваться неверно указано наименование избирательной комиссии без конкретизации уровня выборов; не указана организационно-правовая форма организации, в которой работает; в представленной копии документа о регистрации регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области не указаны сведения о статусе лица, заверившего подлинность копии; в справках о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также в справках о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей не вычеркнуты в каждой из справок излишние слова о лице, в отношении которого заявлены сведения; справка с места работы оформлена 15 июня 2021 года, до 19 июня 2021 года, начала избирательной компании по выборам депутатов Калининградской областной Думы.
Кроме того, по мнению административного истца, при наличии местных отделений партии регионального отделения политической партии, уполномоченным органом регионального отделения является не общее собрание, а конференция регионального отделения, которая в установленном порядке не проводилась. Также, решение о выдвижении кандидата принято неправомочным общим собранием регионального отделения в составе 8 членов партии при численности регионального отделения - 236 членов партии. Указанные нарушения требований к выдвижению кандидата являются основанием к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии.
Решением Калининградского областного суда от 13 августа 2021 года административные исковые требования Малохатка С.Б. удовлетворены, признано незаконным и отменено решение Калининград-Центральной территориальной избирательной комиссии от 5 августа 2021 года N 25/142-5 "О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 Макарова Максима Юрьевича".
В апелляционной жалобе Макаров М.Ю. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при вынесении решения суд не учел положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовые позиции Европейского Суда по правам человека. Решение суда вынесено в нарушение действующего избирательного законодательства, без учета положений Конституции Российской Федерации и международных норм права, предполагающих равенство возможностей каждого гражданина на участие в выборах без дискриминации и необоснованных ограничений.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Законодательство о выборах депутатов Калининградской областной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определяет основания отказа в регистрации кандидата: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в1").
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Частью 9 статьи 40 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы" установлен аналогичный перечень документов, необходимых для уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении избирательным объединением кандидата по одномандатному избирательному округу, а частью 6 статьи 38 - также реквизиты документа о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу избирательным объединением.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии избирательному законодательству документов, представленных Макаровым М.Ю. в избирательную комиссию для его регистрации кандидатом в депутаты, суд первой инстанции установил, что при оформлении данных документов Макаровым М.Ю. допущены такие недостатки, которые не искажают смысла содержащихся в представленных документах сведений, не указывают на недостоверность этих сведений и не препятствуют однозначному восприятию информации о проводимых выборах и о том избирательном округе, по которому баллотируется кандидат, не нарушают принципа равенства кандидатов.
Судом первой инстанции исследован вопрос о выполнении Макаровым М.Ю. приведенных выше требований федерального и регионального законодательства.
Отклоняя довод административного истца о неверном наименовании избирательной комиссии, без конкретизации уровня выборов, в заявлении Макарова М.Ю. о согласии баллотироваться, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Калининград-Центральная территориальная избирательная комиссия наделена полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному округу N 2 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва и в заявлении Макаровым М.Ю. указано о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва, некорректное указание наименования избирательной комиссии не может служить основанием для вывода о недостоверности сведений об уровне выборов.
На основании подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Признан несостоятельным довод административного истца о нарушении кандидатом порядка оформления документов, в части не указания в заявлении о согласии баллотироваться организационно-правовой формы организации, в которой он работает. С учетом информации Единого государственного реестра юридических лиц в отношении региональной общественной организации "Русская община Калининградской области", справки с места работы, суд пришел к верному выводу о том, что сведения о месте работы кандидата и занимаемой должности, указанные в согласии баллотироваться, являются проверяемыми и достоверными.
Вопреки доводам административного истца, суд пришел к правильному выводу о соответствии заверения копии документа о регистрации регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области его руководителем, что согласуется с положениями подпункта "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункта 1 части 9 статьи 40 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы".
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Сопоставив представленные Макаровым М.Ю. справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также справки о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей с их утвержденной формой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что не вычеркнутые в каждой из справок излишние слова о лице, в отношении которого заявлены сведения (в справках о кандидате - слова "его супруги и несовершеннолетних детей", в справках о супруге - слова "кандидата и его несовершеннолетних детей" и т.д.) не искажают содержание справок и не препятствуют установлению лица, в отношении которого заявлены соответствующие сведения.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что решение общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года о выдвижении Макарова М.Ю. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 принято в отсутствие кворума неправомочным органом регионального отделения партии в нарушение требований Федерального закона Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и устава политической партии, что свидетельствует о наличии оснований к отмене оспариваемого решения, предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно положениям статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В частности, в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата (пункт 1). Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Согласно пунктам 2 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Как следует из материалов дела, Макаров М.Ю. выдвинут кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 избирательным объединением - региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области.
Уставом регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области предусмотрено, что конференция (общее собрание) регионального отделения - высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено настоящим Уставом к компетенции центральных органов и должностных лиц партии. Конференция регионального отделения - высший руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, в состав которого входит хотя бы одно местное отделение Партии. Общее собрание регионального отделения - высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, в составе которого нет местных отделений Партии. Участниками Общего собрания регионального отделения являются члены партии, зарегистрированные в данном региональном отделении (части 1 статьи 31 Устава).
По административному делу установлено, что в состав регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области входит 7 местных отделений (местные отделения Центрального, Ленинградского и Московского районов города Калининграда, местные отделения городов Гвардейска, Полесска, Балтийска, Светлогорска).
Указанная информация размещена на официальном сайте Избирательной комиссии Калининградской области, где представлен список региональных отделений политических партий, общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в качестве избирательных объединений.
Ссылаясь на решение Бюро Президиума Центрального совета партии от 20 августа 2020 года о ликвидации местных отделений партии и протокол заседания правления регионального отделения от 28 августа 2020 года, представитель избирательного объединения в ходе рассмотрения административного дела, с учетом положений пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001года N95-ФЗ "О политических партиях", устанавливающих, что региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении, полагал, что информация, размещенная на официальном сайте Избирательной Комиссии Калининградской области не соответствует действительности.
Вопреки указанным доводам, обязанность предусмотренная пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" установлена в целях осуществления контроля за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Вместе с тем, участвуя в выборах, политическая партия, ее региональные отделения должны соблюдать основополагающий принцип равенства кандидатов, избирательных объединений.
Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области на момент принятия оспариваемого решения о регистрации кандидата в депутаты никакую информацию об изменении численности, прекращении деятельности местных отделений в избирательную комиссию не представило, не разместило в средствах массовой информации, хотя данные сведения безусловно влияли на порядок выдвижения избирательным объединением кандидатов, соблюдение которого обязана контролировать избирательная комиссия. Доказательств обратного по административному делу не установлено.
Таким образом, в нарушение положений части 1 статьи 31 Устава регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Калининградской области выдвижение кандидата осуществлено неуполномоченным органом избирательного объединения, а именно общим собранием, а не конференцией.
Проверяя доводы административного истца о неправомочности общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года, судом проведен подробный анализ положений Устава партии.
Общее собрание регионального отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, зарегистрированных в данном региональном отделении. Решения Конференции (общего собрания) регионального отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной конференции (общем собрании) регионального отделения ее делегатов (его участников) (часть 9 статьи 31 Устава).
Согласно выписке из протокола общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года численность зарегистрированных членов регионального отделения партии - 9 человек, на общем собрании присутствовало 8 членов партии, за принятие решения о выдвижении Макарова М.Ю. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу N 2 проголосовало 8 членов партии.
Исходя из сведений, представленных 21 июля 2020 года региональным отделением партии в территориальное управление Министерства юстиции России в порядке пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих объединениях", общее число членов регионального отделения партии на указанную дату составляет 632. По утверждению избирательное объединения, по состоянию на 9 июля 2021 года, количество членов партии, поставленных на учет в Калининградском региональном отделении партии составляет 236.
В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Устава партии член партии, зарегистрированный в одном из структурных подразделений, имеет право избирать в руководящие и контрольно-ревизионные органы партии, ее региональных и иных структурных подразделений, участвовать в принятии решений этих органов путем голосования, а член партии, не воспользовавшийся своим правом зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений, предусмотренным пунктом 13 настоящей статьи, делегирует права, предусмотренные настоящим пунктом, зарегистрированным членам партии.
С учетом системного анализа положений частей 5, 8, 12 статьи 8, пунктов 13 и 14 статьи 10, пункта 8 статьи 11, статьи 28, части 9 статьи 31, статьи 33 Устава партии и Федерального закона от 11 июля 2001года N 95-ФЗ "О политических партиях" суд пришел к выводу, что общее собрание партии не является его выборным органом, представляет собой высший руководящий коллегиальный орган, участниками которого являются члены соответствующего отделения партии исключительно по праву членства в политической партии. В отличие от решения выборных органов отделения партии, которое принимается только членами соответствующих органов, решение общего собрания отделения партии подлежит принятию в соответствии с частью 9 статьи 31 Устава партии правомочным собранием, если в его работе принимают участие более половины членов партии, зарегистрированных в данном отделении партии. При этом в общем собрании вправе принять участие любой член партии при единственном закрепленном в части 9 статьи 31 Устава условии, а именно: при условии регистрации члена партии в данном структурном подразделении (по территориальному принципу, в частности, в целях исключения двойного учета членов партии).
Принимая во внимание численность Калининградского регионального отделения партии - 236 членов, общее собрание регионального отделения правомочно только в том случае, если в его работе принимает участие не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии, тогда как в общем собрании 9 июля 2021 года участвовало только 8 членов партии, суд пришел к выводу, что общее собрание регионального отделения неправомочно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административных ответчиков в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.
Таким образом, решение Калининградского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининградского областного суда от 13 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова Максима Юрьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.