Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирюхиной О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1202/2021 по административному исковому заявлению Бессонова Андрея Николаевича о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа N 23 Московской области от 19 августа 2021 года N 21 "О незаконной агитации кандидатом в депутаты Московской областной Думы"
по апелляционной жалобе Окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа N 23 Московской области на решение Московского областного суда от 27 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Московской областной Думы от 17 июня 2021 года N 29/150-П, опубликованным в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 18 июня 2021 года N 110, на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Московской областной Думы.
Решением Избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N сформирована территориальная избирательная комиссия города Химки в количестве 12 членов сроком на 5 лет.
Решением Избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N полномочия Окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа N 23 по выборам депутатов Московской областной Думы возложены на избирательную комиссию городского округа Химки Московской области.
Решением Окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа N 23 (далее также - избирательная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ N Бессонов А.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Химкинскому одномандатному избирательному округу N 23, выдвинутым избирательным объединением "Московское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Он же зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки по избирательному округу N 4 (решение избирательной комиссии городского округа Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N), будучи выдвинутым избирательным объединением "Химкинское городское отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ на основании жалобы Коротковой Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией вынесено решение N "О незаконной агитации кандидатом в депутаты Московской областной Думы".
Бессонов А.Н. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить названное выше решение избирательной комиссии, возложить обязанность на избирательную комиссию направить в УМВД России по городскому округу Химки сведения о прекращении проведения проверки в установленные законом сроки и пресечении нарушений закона при размещении агитационных материалов, а также о прекращении изъятия вышеуказанных материалов, опубликовании сведений об отмене решения в сетевом издании и газете.
В обоснование заявленных требований указал, что является депутатом Совета депутатов городского округа Химки Московской области с ДД.ММ.ГГГГ. В рамках своих депутатских полномочий ДД.ММ.ГГГГ года в период времени 16 часов 40 минут по 18 часов 30 минут проводил возле территории Парк-Отеля "Олимпиец" встречу с жителями города Химки, обеспокоенными предстоящей застройкой Парк-Отеля "Олимпиец", в рамках акции "Защитим Олимпиец!", куда его пригласили посредством социальных сетей. Во время проведения встречи он передал гражданам несколько своих визитных карточек, которые агитационным материалом не являются, заказаны им на личные средства более двух лет назад.
Вместе с тем, избирательная комиссия указанные действия признала как незаконную предвыборную агитацию, приняв оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ N "О незаконной агитации кандидатом в депутаты Московской областной Думы", которое противоречит действующему избирательному законодательству.
Решением Московского областного суда от 27 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным и отменено решение Окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа N 23 Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О незаконной агитации кандидатом в депутаты Московской областной Думы", в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда в части удовлетворения административного искового заявления отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом дана ненадлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам; судом не применен закон, подлежащий применению, в частности статья 56 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статья 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее также - Федеральный закон о рекламе), поскольку визитные карточки, содержащие в себе сведения о деятельности Бессонова А.Н. в качестве депутата Совета депутатов городского округа Химки Московской области, представляют собой рекламу его депутатской деятельности, не являющейся для него профессиональной, носят агитационный характер, в связи с чем их изготовление подлежало оплате из специального избирательного фонда.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Бессоновым А.Н, заинтересованным лицом - Избирательной комиссией Московской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены в установленном законом порядке, об отложении разбирательства дела не просили. Административный истец и административный ответчик представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия по административным делам оснований для отмены решения суда не установилаи считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как следует из подпункта 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов (статья 44 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1 и подпункту "в" пункта 3 статьи 48 приведенного Федерального закона граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (подпункты "г", "д", "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).
Судом установлено, что Бессонов А.Н. является депутатом Совета депутатов городского округа Химки Московской области с ДД.ММ.ГГГГ. В рамках свих депутатских полномочий ДД.ММ.ГГГГ в период времени 16 часов 40 минут по 18 часов 30 минут проводил возле территории Парк-Отеля "Олимпиец" встречу с жителями города Химки, обеспокоенными предстоящей застройкой Парк-Отеля "Олимпиец", в рамках акции "Защитим Олимпиец!". Во время проведения встречи Бессонов А.Н. передал гражданам несколько своих визитных карточек, которые заказаны им на личные денежные средства.
Изучив содержание визитных карточек Бессонова А.Н, изготовление которых оплачено за счет его личных средств, суд первой инстанции на основании анализа приведенных выше законоположений правомерно констатировал, что сведения о должности Бессонова А.Н. (депутат Совета депутатов городского округа Химки Московской области), номер телефона и адрес электронной почты, не содержат признаков предвыборной агитации.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что названный печатный материал носит исключительно информационный характер, не содержит характеристику личности кандидата, а также описание возможных последствий в случае избрания Бессонова А.Н. депутатом Московской областной Думы по Химкинскому одномандатному избирательному округу N 23.
Таким образом, решение суда о признании незаконным решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения части 4 статьи 56 Федерального закона N 67 и статьи 3 Федерального закона о рекламе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, ввиду того, что визитная карточка Бессонова А.Н, как правильно указал суд первой инстанции, не является ни агитационным, ни рекламным материалом.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой судом первой инстанции дана правильная правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом решении.
Утверждение о необоснованности ссылки суда на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П о необходимости разграничивать информационный материал от агитационного материала, опубликованного в средствах массовой информации, несостоятельно, поскольку не исключается применение изложенной правовой позиции о критериях разграничения предвыборной агитации и информирования к иным печатным материалам.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих позицию суда первой инстанции, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа N 23 Московской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.