Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Горшковой Марины Викторовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 25 января 2021 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 апреля 2021 г., вынесенные в отношении начальника отдела тарифного регулирования в энергетике Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Горшковой Марины Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 25 января 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 апреля 2021 г, должностное лицо - начальник отдела тарифного регулирования в энергетике Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Горшкова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе Горшкова М.В. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава указанного административного правонарушения.
Представитель потерпевшего ООО " "данные изъяты" уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о принесении жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2020 г. заместителем прокурора Алтайского края в отношении начальника отдела тарифного регулирования в энергетике Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Горшковой М.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, по факту того, что она, будучи должностным лицом органа исполнительной власти субъекта, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), допустила нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных ч.ч. 2, 16 ст. 10, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившееся в проведении 6 февраля 2020 г. без законных оснований внеплановой выездной проверки деятельности ООО " "данные изъяты"" в отсутствие распоряжения (приказа) руководителя управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, без уведомления юридического лица о проведении контрольного мероприятия.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника отдела тарифного регулирования в энергетике Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Горшковой М.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ определено, что проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Из материалов дела следует, что 19 мая 2017 г. между ООО " "данные изъяты" (Исполнитель) и АО " "данные изъяты"" (заказчик) заключен договор N оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии до конечных потребителей Заказчика (том N 1 л.д. 22).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии территориальной сетевой организацией на 2020-2024 годы установлены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 г. N 588 (том N 1 л.д. 26-28).
29 января 2020 г. Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов проведено рабочее совещание по заявлению территориальной сетевой организацией ООО " "данные изъяты"" от 16 января 2020 г. N 01-40 о несогласии с определением в индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2020 г. уровней напряжения поставляемой потребителям электрической энергии. ООО " "данные изъяты"" настаивало на пересмотре решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 г. N 588 (том N 1 л.д. 29-31).
В совещании приняли участие руководитель Управления, и.о. начальника отдела Управления тарифного регулирования в энергетике Горшкова М.В, начальник сектора энергетических балансов и технической экспертизы отдела тарифного регулирования в энергетике Управления, руководители ООО " "данные изъяты"" и АО " "данные изъяты"". В ходе совещания установлено, что точки поставки электрической энергии и перечень потребителей, указанные в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 19 мая 2017 г, заключенном ООО " "данные изъяты"" с АО " "данные изъяты"", неактуальны в текущее время в связи с приобретением ООО " "данные изъяты"" дополнительных сетей, по категории "Прочие потребители" актуализация договора не производилась.
Согласно протоколу рабочего совещания, его участниками принято во внимание решение Арбитражного суда Алтайского края по делу N N, которым установлено, что фактические точки поставки электрической энергии и применяемые при расчетах тарифов и услуг уровни напряжения поставляемой электрической энергии не соответствуют условиям договора. Возникший между хозяйствующими субъектами спор по условиям договора на оказания услуг по передаче электрической энергии было решено согласовать с участием, как представителей ООО " "данные изъяты"", АО " "данные изъяты"" так и Управления, путем комиссионного визуального осмотра электросетевого хозяйства ООО " "данные изъяты"", в точках технологического присоединения потребителей на предмет уровня напряжения поставляемой энергии и подключения неучтенных в договоре потребителей (том N л.д. 23-25).
6 февраля 2020 г. был произведен указанный комиссионный осмотр с участием представителей Управления, в частности Горшковой М.В. Итоги осмотра оформлены письменной информацией по результатам осмотра объектов электросетевого хозяйства ООО " "данные изъяты" в микрорайоне " "данные изъяты"" (том N л.д. 54-55).
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу о том, что Горшкова М.В, приняв участие в осмотре, в нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ фактически провела внеплановую выездную проверку в отношении ООО " "данные изъяты"".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что осмотр был проведен с целью оценки соответствия осуществляемой юридическим лицом деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Из содержания протокола рабочего совещания, проведенного 29 января 2020 г, следует, что по его итогам принято решение о проведении представителями ООО " "данные изъяты"" и АО " "данные изъяты"" совместно с представителями Управления визуального осмотра объектов электросетевого хозяйства ООО " "данные изъяты"".
При этом решение о проведении внеплановой выездной проверки не принималось; внеплановая проверка в отношении конкретного юридического лица, к которой применимы положения ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, не проводилась; распоряжение или приказ о проведении проверки в соответствии со ст. 14 названного Федерального закона не выносились; акт проверки в соответствии со ст. 16 названного Федерального закона не составлялся; комиссионный осмотр спорных объектов был проведен участниками рабочего совещания с целью урегулирования спора между хозяйствующими субъектами и проверки доводов ООО " "данные изъяты"" об установлении необоснованности индивидуального тарифа на поставляемую электрическую энергию.
Анализ приведенных выше обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств не позволяет согласиться с выводами судебных инстанций о том, что комиссионный осмотр объектов ООО " "данные изъяты"" относится к мероприятиям по контролю, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Данные, указывающие на то, что Горшкова М.В. приняла участие в контрольных мероприятиях, проведенных в рамках внеплановой выездной проверки в порядке Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Представленными в дело доказательствами не подтверждается вывод судебных инстанций о наличии в действиях Горшковой М.В. состава вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, поэтому они подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Горшковой М.В. подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу Горшковой Марины Викторовны удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 10 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 25 января 2021 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 апреля 2021 г, вынесенные в отношении начальника отдела тарифного регулирования в энергетике Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Горшковой Марины Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.