Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4606/2020, УИД 75RS0001-02-2020-005715-52 по иску Лелюшкиной Марины Прокопьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Лелюшкиной Марины Прокопьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лелюшкина М.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное)) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Решением ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) от 4 августа 2020 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В продолжительность стажа не были включены периоды ее работы: с 9 октября 2018 г. по 31 декабря 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта лабораторного отделения филиала ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Минобороны России "Санаторий Дарасунский", так как не подтвержден профиль учреждения соответствующим действующим Спискам. Также в медицинский стаж не были зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27 марта 2001 г. по 29 апреля 2001 г, с 28 марта 2006 г. по 25 апреля 2006 г, с 29 марта 2011 г. по 26 апреля 2011 г, с 14 марта 2016 г. по 13 апреля 2016 г.
Просила суд обязать ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в стаж в календарном исчислении период работы с 9 октября 2018 г. по 13 декабря 2019 г, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27 марта 2001 г. по 24 апреля 2001 г, с 28 марта 2006 г. по 25 апреля 2006 г, с 29 марта 2011 г. по 26 апреля 2011 г, с 14 марта 2016 г. по 13 апреля 2016 г, назначить досрочную пенсию с 25 мая 2020 г.
Определением Центрального районного суда города Читы от 27 июля 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены филиал "Санаторий Дарасунский" - ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации, ГУЗ "Сретенская Центральная районная больница".
Определением Центрального районного суда города Читы от 17 сентября 2020 г, занесенным в протокол судебного заседания, третье лицо филиал "Санаторий Дарасунский" - ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации заменен на юридическое лицо ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда города Читы от 20 октября 2020г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено обязать ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное)включить в специальный стаж Лелюшкиной Марины Прокопьевны в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 9 октября 2018 г. по 15 октября 2018 г, с 17 октября 2018 г. по 13 декабря 2019 г, периоды нахождения на курсах повышения квалификации 27 марта 2001 г. по 24 апреля 2001 г, с 28 марта 2006 г. по 25 апреля 2006 г, с 29 марта 2011 г. по 26 апреля 2011 г, с 14 марта 2016 г. по 13 апреля 2016 г.
Установить дату возникновения у Лелюшкиной Марины Прокопьевны права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в действующей до 1 января 2019 г. редакции пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 5 мая 2020 г.
В остальной части иска отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Лелюшкиной М.П. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 9 октября 2018 г. по 15 октября 2018 г, с 17 октября 2018г. по 13 декабря 2019 г. и в части установления даты возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в действующей до 1 января 2019 г. редакции пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 5 мая 2020 г, отменено, принято по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Лелюшкиной М.П. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 февраля 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконного.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 25 мая 2020 г. Лелюшкина М.П. обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) от 4 августа 2020 г. N Лелюшкиной М.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью специального стажа. На момент обращения пенсионным органом установлено, что истец имеет страховой стаж 31 год 2 месяца 26 дней, специальный стаж - 28 лет 6 месяцев 18 дней. В продолжительность специального стажа не включен период работы с 9 октября 2018 г. по 31 декабря 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта лабораторного отделения Филиала ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ "Санаторий Дарасунский", так как Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита гематологических больных; для лечения больных с нарушениями oпорно- двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические. Кроме того, не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 27 марта 2001 г. по 29 апреля 2001 г, с 28 марта 2006 г. по 25 апреля 2006 г, с 29 марта 2011 г. по 26 апреля 2011 г, с 14 марта 2016 г. по 13 апреля 2016 г.
Разрешая спор, частично удовлетворяя исковые требования Лелюшкиной М.П, и включая спорные периоды работы в специальный стаж, суд первой инстанции сослался на Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусматривающий, что правом на досрочную трудов пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал учреждений, в частности санаториев (курортов), в том числе детских, для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных, а также привел правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2006 г, об оценке пенсионных прав медицинских сестер, работавших в многопрофильных санаториях. Суд первой инстанции указал, что медицинские сестры, работавшие в многопрофильных санаториях, осуществляющих лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" названных списков, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от того, осуществляется или нет в санатории лечение и по другим профилям.
Поскольку "Санаторий Дарасунский" является санаторием общетерапевтического профиля и специализируется на санаторно-курортном лечении по нескольким профилям, в том числе болезней системы кровообращения, болезней органов пищеварения, болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, дающим по мнению суда первой инстанции, право истцу как медицинскому работнику на зачет спорных периодов работы с 9 октября 2018 г. по 15 октября 2018 г, с 17 октября 2018г. по 13 декабря 2019 г. в специальный медицинский стаж, суд первой инстанции сделал вывод о необходимости включения этих периодов в специальный стаж Лелюшкиной М.П. в соответствии с вышеназванным Списком.
Принимая во внимание, что с учетом спорных периодов работы в санатории у Лелюшкиной М.П. на дату обращения имеется более 30 лет стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции пришел к выводу об определении даты возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии - 5 мая 2020 г.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе начальника ГУ УПФ РФ в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Попова А.Г, не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на неправильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность фельдшер-лаборант и в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Согласно данным Спискам, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, соответствующие периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Включая в специальный медицинский стаж Лелюшкиной М.П. периоды ее работы с 9 октября 2018 г. по 15 октября 2018 г, с 17 октября 2018 г. по 13 декабря 2019 г. в должности фельдшера-лаборанта в филиале "Санаторий Дарасунский" ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что основным направлением деятельности указанного учреждения здравоохранения является лечение болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, то есть предусмотрено лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является основанием для включения периода в специальный стаж.
Однако, как верно указал суд апелляционной инстанции, данные суждения суда первой инстанции не основаны на нормах права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации", а также выданных этому учреждению лицензий и приложений к ним следует, что "Санаторий Дарасунский" не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы с 9 октября 2018 г. по 15 октября 2018 г, с 17 октября 2018 г. по 13 декабря 2019 г. в специальный стаж Лелюшкиной М.П. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части, а также в части установления даты возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в действующей до 1 января 2019 г. редакции пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 5 мая 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лелюшкиной Марины Прокопьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.