Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В.
судей Уфимцевой Н.А, Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0017-01-2020-001404-17 по иску Михеевой Марии Александровны к администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании незаконными ненормативных правовых актов, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия, по кассационной жалобе администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 23 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михеева М.А. обратилась в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании незаконными ненормативных правовых актов, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Михеева М.А. является собственником жилого дома "адрес". В июне 2019 г. дом находился в зоне затопления наводнением, в результате дому причинены повреждения, которые привели его в непригодное для проживания состояние, в связи с чем дом подлежит сносу. Однако, межведомственная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для проведения капитального ремонта дома, при этом обследование дома не проводилось. В заключении межведомственной комиссии отсутствует обоснование заключения о пригодности спорного дома для проживания и нуждаемости в капитальном ремонте. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 января 2020 г. рекомендовано проведение капитального ремонта дома. Вместе с тем, заключением ООО "МНСЭ" от 08 февраля 2020 г. установлено аварийное состояние жилого дома истца, так как фундамент дома и его несущие конструкции разрушаются, восстановление жилого дома нецелесообразно.
Окончательно уточнив исковые требования, истец просила суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии от 15 января 2020 г. N 43941 о выявлении оснований для признания дома подлежащим капитальному ремонту; постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 января 2020 г. N78 о проведении капитального ремонта дома; признать за нею право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 23 ноября 2020 г. с учетом определения от 10 марта 2021 г. об исправлении описки исковые требования Михеевой М.А. частично удовлетворены. Заключение межведомственной комиссии от 15 января 2020 г. N439-П о выявлении оснований для проведения капительного ремонта многоквартирного дома 31 "адрес" и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 января 2020 г. N78 о проведении капитального ремонта многоквартирного дома "адрес" признаны незаконными. На администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу провести повторное обследование жилого дома истца и принять решение по результатам обследования.
В удовлетворении требований о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в период чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, Михеевой М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области Овчинникова С.И. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Кассатор выражает несогласие с выводами судов о наличии оснований для признания решения межведомственной комиссии незаконным, поскольку судом не была установлена причинно-следственная связь между паводком и аварийным состоянием квартиры истца. Указывает, что привлечение сторонних экспертов является правом, а не обязанностью межведомственной комиссии, поскольку закон не обязывает комиссию при оценке жилых помещениях во всех случаях включать в состав комиссии экспертов. Считает обоснованным решение комиссии о том, что жилое помещение истца имеет повреждения, которые устранимы путем проведения капитального ремонта.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационных жалоб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Михеева М.А. является собственником жилого дома, общей площадью 35, 4 кв.м, расположенного по "адрес"
Согласно акту обследования жилого дома межведомственной комиссией от 15 января 2020 г. N439-П в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, жилой дом был в зоне затопления, что подтверждается постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Нижнеудинского муниципального образования", подлежит капитальному ремонту.
Согласно заключению об оценке соответствия жилого дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 15 января 2020 г. N 439-П межведомственная комиссия в соответствии с п.п.33, 36, 38, 47 Положения, актом обследования жилого помещения от 15 января 2020 г. N439-П, копией постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования" выявила основания для признания многоквартирного жилого дома подлежащим капитальному ремонту, не усмотрев при этом оснований для назначения дополнительных обследований и испытаний.
На основании акта обследования жилого дома, заключения межведомственной комиссии администрация Нижнеудинского муниципального образования приняла постановление от 15 января 2020 г. N78, пунктом 1.9 которого признала спорный дом подлежащим капитальному ремонту.
Вместе с тем, истцом представлено в суд заключение строительно-технической экспертизы ООО "МНСЭ" от 08 февраля 2020 г. N 080-220.2-38, согласно которому дефекты и повреждения несущих конструкций дома и отделки возникли по причине затопления дома паводком и привели к аварийному, не допустимому для проживания состоянию дома. Объект обследования - жилой дом, расположенный по "адрес" находится в недопустимом состоянии и подлежит демонтажу.
Суд первой инстанции, разрешая спор, установив, что межведомственной комиссией дано заключение о необходимости проведения капитального ремонта дома, принадлежащего истцу, без привлечения специалистов-экспертов, при этом повторное обследование дома с учётом выводов ООО "МНСЭ" не проведено, пришёл к выводу, что обжалуемое заключение принято ответчиком формально, с нарушением порядка признания обследования спорного дома и принятия заключения по результату обследования, на основании чего удовлетворил исковые требования в части признания незаконными ненормативных правовых актов.
Разрешая требования в части признания за истцом права на социальную выплату в связи с утратой жилого помещения, суд первой инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения, поскольку достоверных и допустимых доказательств того, что утрата жилого помещения наступила ввиду чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г, не имеется. При этом суд счел необходимым возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность провести повторное обследование жилого дома истца, приняв по результатам обследования обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 23 ноября 2020 г. согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03 июля 2019 г. N 316 (ред. от 02 августа 2019 г.) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 (в ред. от 31 октября 2019 г.) утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" (далее - Порядок) гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в т.ч. в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка.
Согласно пункту 1 статьи 6 Порядка право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства, пришли к убеждению о том, что жилое помещение, принадлежащее истцу, не было признано в установленном порядке непригодным для проживания, а также нуждающимся в капитальном ремонте, в связи с повреждениями возникшими в результате чрезвычайной ситуации, ввиду наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, поскольку при даче заключения межведомственной комиссией не был привлечен эксперт. При этом судами учтено, что ранее жилой дом истца не пригодным для проживания не признавался, соответствовал санитарным и техническим правилам и нормам.
Данные выводы основаны на тщательной проверке и оценке представленных суду доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Между тем, оснований для признания за истцом права на социальную выплату в связи с утратой жилого помещения у судов не имелось, поскольку сведений о том, что утрата жилого помещения наступила ввиду чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г, материалы дела не содержат.
Юридически значимыми обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора о признании за истцом права на социальную выплату в связи с утратой жилого помещения, являются обстоятельства: проживала ли истец на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении постоянно или ее проживание в этом жилом помещении носило временный характер; являлось ли это жилое помещение единственным жильем истца, были ли представлены Михеевой М.А. в уполномоченный орган местного самоуправления все необходимые документы для решения вопроса о включении ее в список граждан, лишившихся жилого помещения и имеющих право на получение государственной социальной поддержки в виде социальной выплаты; получала ли истец иные меры поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой ею этого жилого помещения.
Кроме того, обязательным и необходимым является наличие заключения межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения для проживания, которое наступило ввиду чрезвычайной ситуации вызванной, вышеуказанным затоплением.
Однако материалы дела не содержат достоверных и допустимых доказательств что утрата жилого помещения истца наступила ввиду чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г, в связи с чем выводы судов в части отказа в удовлетворении иска о признании такого права судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции признает верными. Суды правильно пришли к убеждению о необходимости возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности проведения повторного обследования жилого дома "адрес", с принятием по результатам такого обследования обоснованного решения.
Выводы судов нижестоящих инстанций мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права допущено не было.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали изложенные выводы.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, поскольку направлены на несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 ГПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что, разрешая заявленные требования, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 23 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.