Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н, судей Дмитриевой О.С, Кравченко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4165/2020 (24RS0046-01-2020-003531-15) по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска, МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида" о возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации г. Красноярска на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бойко В.Н, выслушав прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска, МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида", в котором просил обязать обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка указанного учреждения относительно исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что данное учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсрсдства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Согласно паспорту безопасности объекта, в котором располагается МБДОУ по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, д. 184/а, присвоена 3 категория опасности, в заключении комиссии указано: обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций. На момент проверки мер по устранению замечаний не принято. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 марта 2021 г, исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска, МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида" удовлетворены.
На МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида" возложена обязанность обеспечить охрану объектов (территории) по адресу: г. Красноярск, пр-т Красноярский рабочий, д. 184 "А" сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска возложена обязанность выделить финансирование МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида" на обеспечение вышеуказанных мероприятий по охране объектов (территории) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрация г. Красноярска просит отменить обжалуемые судебные постановления как незаконные, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что администрация города как самостоятельное юридическое лицо не является финансовым органом муниципального образования город Красноярск, не осуществляет распоряжение средствами бюджета, является ненадлежащим ответчиком по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на иную судебную практику по рассматриваемому вопросу.
Относительно доводов кассационной жалобы возражения принесены прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Дозорцевой М.В, в которых прокурор просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены, в суд кассационной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы возражений, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и апелляционного определения.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено, что МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида" подведомственно главному управлению образования администрации города Красноярска и отнесено к объектам антитеррористической защиты третьего уровня опасности.
В нарушение обязательных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", действие которых, как верно определили суды, распространяется на МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида", в нем не обеспечена охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Установив указанное обстоятельство, верно применив положения Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции не имеет оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Указом Президента Российской Федерации N 215 от 15 мая 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБДОУ "Детский сад N 319 комбинированного вида".
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Анализируя содержание Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N1006, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 N1006 подп. "б" п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Обжалованным решением суда на администрацию города Красноярска и Главное управление образования администрации города Красноярска возложена обязанность финансового обеспечения исполнения решения суда.
Довод жалобы о том, что администрация города Красноярска является ненадлежащим ответчиком, на правильность судебного постановления не влияет, поскольку учредителем Учреждения является муниципальное образование город Красноярск, положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (пункт 7.1 статьи 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 13 статьи 16).
Довод заявителя о нарушении единообразия судебной практики со ссылкой на иные судебные акты подлежат отклонению. Обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, суд кассационной инстанции не связан с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм. Судебные постановления, вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому спору, преюдициального значения для суда не имеют.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 9 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Бойко
Судьи
О.С. ДмитриеваН.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.