Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В. и Сафонова К.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-270/2021 (УИД 05OS0000-01-2021-000222-92) по административному исковому заявлению Шабанова Магомедшамиля Магомедрасуловича об отмене постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 15 августа 2021 г. N 152/983-6 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 10 Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ Шабанова Магомедшамиля Магомедрасуловича, по апелляционной жалобе Шабанова Магомедшамиля Магомедрасуловича на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения Шабанова М.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Избирательной комиссии Республики Дагестан Изиева Г.И, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене или изменению, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан, действующей в качестве окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 10 Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ, от 15 августа 2021 г. N 152/983-6 отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Шабанова М.М, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 10 Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ, на основании статьи 49, пунктов 3, 7 и 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ) ввиду не представления кандидатом необходимого количества подписей избирателей; письменного уведомления кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 данного Федерального закона; списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 данного Федерального закона.
Шабанов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Дагестан и Председателю ЦИК России Памфиловой Э.А. о признании вышеуказанного постановления незаконным и возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу N 10 Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ без предъявления недостающих подписных листов, указав также на то, что после получения извещения избирательной комиссии об отсутствии необходимых для регистрации документов 14 августа 2021 г, то есть в предусмотренный законом срок, им были представлены в окружную избирательную комиссию недостающие документы, за исключением подписных листов в необходимом количестве.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на невозможность сбора необходимого количества подписей в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в связи с коронавирусной инфекцией и установленных ограничений.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 28 августа 2021 г. административные исковые требования Шабанова М.М. к Председателю ЦИК России Памфиловой Э.А. оставлены без рассмотрения.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Шабанов М.М. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что избирательной комиссией не были регламентированы действия лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в связи с коронавирусной инфекцией. Полагает, что им соблюден срок дополнительного предоставления необходимых для регистрации документов и срок обращения в суд, поскольку, являясь жителем г. Москвы, он сдал в почтовую организацию г. Москвы административное исковое заявление 20 августа 2021 г. Выражает несогласие с выводом суда об отказе в привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Президента Российской Федерации, Всемирной организации здравоохранения ООН в Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Республики Дагестан представлены возражения.
Заслушав объяснения Шабанова М.М, представителя Избирательной комиссии Республики Дагестан Изиева Г.И, заключение прокурора Кондрашовой И.В, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что объективных доказательств допущенных нарушений избирательного законодательства по делу не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Пунктами 1 - 4 части 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлено, что одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, является представление подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок; протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что по избирательному округу "Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ" число зарегистрированных избирателей составляет 499984 человека.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8 утвержден Порядок приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписных листов.
Пунктом 1.3 указанного Порядка определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трех процентов от указанного в Федеральном законе "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трех тысяч подписей избирателей. (Приложение N 3).
Данным постановлением установлено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 10 Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ, составляет 15000 подписей от 499984 зарегистрированных избирателей.
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктами 3, 7 и 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке, а также отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения).
Из материалов дела следует, что 1 июля 2021 г. Шабанов М.М. выдвинул свою кандидатуру в кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Республика Дагестан - Северный одномандатный избирательный округ.
4 августа 2021 г. Шабанов М.М. представил в окружную избирательную комиссию документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (8 папок, 760 подписных листов, 3613 подписей избирателей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
В нарушение требований частей 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ Шабанов М.М. не представил в окружную избирательную комиссию письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 Федерального закона.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан от 11 августа 2021 г. N 150/975-6 Шабанов М.М. извещен 11 августа 2021 г. о неполном предоставлении необходимых для регистрации документов и уведомлен о рассмотрении вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на заседании Избирательной комиссии Республики Дагестан 15 августа 2021 г.
14 августа 2021 г. Шабанов М.М. дополнительно представил в окружную избирательную комиссию письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментам, протокол об итогах сбора подписей избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, в машиночитаемом виде.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Шабанов М.М. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не представил в Избирательную комиссию Республики Дагестан необходимые для регистрации кандидата документы, в том числе и до дня заседания комиссии по вопросу регистрации его в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации после извещения избирательной комиссией о выявленных недостатках в представленных документах и об отсутствии документов, необходимых для регистрации кандидата.
В силу части 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.
Данная правовая норма предусматривает возможность внесения уточнения и дополнения в представленные в окружную избирательную комиссию документы, возможность замены представленного и оформленного с нарушением требований закона документа, а также представления копии документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 11.1. Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Шабановым М.М. предусмотренных частью 4 статьи 47 и частью 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ сроков предоставления необходимых для регистрации кандидата документов.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что законодателем установлен ряд требований, в том числе по сбору подписей в количестве, необходимом для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, и представлению подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
Непредставление Шабановым М.М. документов, необходимых в соответствии с требованиями закона для регистрации кандидата, в силу приведенных положений норм федерального законодательства является безусловным основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации.
Вопреки доводам административного истца вышеуказанные правовые нормы не допускают регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого в порядке самовыдвижения, без представления документов, необходимых для регистрации кандидата.
Доводы Шабанова М.М. о неблагоприятной эпидемиологической обстановке в Республике Дагестан в связи с коронавирусной инфекцией, повлиявшей на сбор подписей избирателей в поддержку его кандидатуры, оценены судом должным образом и не являются основанием для отмены решения суда.
Своевременность сбора подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения Шабанова М.М, зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих реализации данного этапа избирательного права или исключающих реализацию права, административным истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Шабанова М.М. о необходимости регламентации избирательной комиссией действий лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в связи с коронавирусной инфекцией, и введения электронного сбора подписей, не влекут отмену или изменение судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил также из пропуска Шабановым М.М. предусмотренного законом срока обращения в суд с административным иском.
В силу статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (часть 4). Сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7). Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).
Согласно части 1 статьи 11.1. Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Согласно части 4 статьи 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 КАС РФ.
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление Избирательной комиссией принято 15 августа 2021 г. Следовательно, последний день подачи в суд искового заявления истекает 24 августа 2021 г.
Административное исковое заявление сдано Шабановым М.М. в организацию почтовой связи г. Москвы 20 августа 2021 г, поступило в Верховный Суд Республики Дагестан 26 августа 2021 г. по истечении установленного законом срока.
Тот факт, что административный истец сдал административное исковое заявление в организацию почтовой связи 20 августа 2021 г, то есть в десятидневный срок, не свидетельствует о его подаче в суд в установленный законом срок, поскольку, исходя из положений части 4 статьи 93, части 4 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление должно было поступить в суд не позднее 24 августа 2021 г, которое являлось рабочим днем.
В силу требований части 5 статьи 180, части 10 статьи 240 КАС РФ пропуск установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, который в силу части 7 статьи 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Вопреки доводам административного истца оснований для привлечения в качестве заинтересованных лиц Президента Российской Федерации, Всемирной организации здравоохранения ООН в Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к участию в деле по административному иску Шабанова М.М. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 15 августа 2021 г. N 152/983-6 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не имеется.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами избирательного законодательства, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабанова Магомедшамиля Магомедрасуловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.