Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.
судей Бутковой Н.А, Шадриной Е.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-253/2021 по апелляционной жалобе Васильева Андрея Валентиновича на решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2021 года об отказе в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии N 41 от 8 августа 2021 года N 21-1 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Васильева Андрея Валентиновича".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения Васильева А.В. и его представителя Заяц С.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей территориальной избирательной комиссии N 41 Козенко Д.В, Олейникова Т.Я, возражавших против её удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию N 41 (далее - избирательная комиссия).
Решением избирательной комиссии от 8 августа 2021 года N 21-1 Васильеву А.А, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 на основании подпункта "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в связи с выявлением 497 недействительных подписей избирателей, что составляет 41, 62% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Васильев А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском о признании незаконным и отмене данного решения избирательной комиссии, об обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование административного иска, с учётом его уточнения, Васильев А.В. ссылался на то, что не был извещён о времени и месте проверки подписных листов, а также на то, что эксперт, привлеченный к проверке подписных листов, не предупреждён об уголовной ответственности. Васильев А.В. утверждал, что данные об избирателях, переданные для проверки достоверности указанных в подписных листах сведений в Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не соответствуют фактически указанным в подписных листах записям. Выводы специалиста-почерковеда по результатам проверки подписей избирателей в подписных листах, по мнению административного истца, не обоснованы.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Васильев А.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в числе которых если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1").
Аналогичные положения содержатся в подпункте "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 2 статьи 37, пунктом 9 статьи 38 названного Закона Санкт-Петербурга количество подписей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов; количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное количество, но не более чем на 10 процентов.
Решением территориальной избирательной комиссии N 41 от 23 июня 2021 года N12-2 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N16, - 4774 подписи, и максимальное количество - 5251 подпись избирателей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга решением территориальной избирательной комиссии N 41 от 23 июня 2021 года N12-3 определено, что проверке подлежат 1194 подписи избирателей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 июля 2021 года Васильев А.В. представил в избирательную комиссию 5250 подписей избирателей.
По результатам проведения случайной выборки отобрано для проверки 1194 подписи избирателей (папка 2 (500 подписей), папка N10 (500 подписей), папка N5 (500 подписей, из которых проверке подлежало 194 подписи)), из которых 497 подписей (41, 62 %) признаны недостоверными и (или) недействительными.
Суд, исследовав представленные оригиналы подписных листов избирателей в поддержку самовыдвижения Васильева А.В, пришёл к выводу, что административным ответчиком обоснованно признана недействительной 241 подпись, что составляет 21, 5 процентов от числа отобранных для проверки подписей избирателей и что превышает предельное количество недействительных подписей, при котором допускается регистрация кандидата.
При таком положении, суд пришёл к верному выводу об обоснованности отказа в регистрации кандидата на основании подпункта "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" и наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с выводами суда о количестве недействительных подписей.
Вместе с тем, в апелляционной жалобе административный истец ссылается на незаконность оспариваемого решения избирательной комиссии в связи с его неизвещением о дате и времени проверки подписных листов.
Приведённый довод административного истца проверен судом первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что само по себе неизвещение кандидата о дате и времени проверки подписных листов не может служить основанием для признания незаконным решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации при том, что наличествуют обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для такого отказа, поскольку обратное нарушило бы принцип равенства кандидатов, закрепленный в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева Андрея Валентиновича - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.