Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Шадриной Е.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-245/2021 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского городского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2021 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2021 года N 255-2 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением - Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя Санкт-Петербургского городского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" адвоката Гаревой Э.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостищевой Т.А. и представителей Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ адвоката Агеева Ю.А, Асанидзе О.А, возражавших относительно доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2021 года N 255-2 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выдвинутый по единому избирательному округу политической партией РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, в количестве 36 человека (далее также - Решение от 6 августа 2021 года N 255-2).
Санкт-Петербургское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", которым выдвинут список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, зарегистрированный решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 30 июля 2021 года N 251-1, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить Решение от 6 августа 2021 года N 255-2.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при изучении подписных листов, представленных для регистрации списка кандидатов политической партией РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, пришел к выводу, что оснований для регистрации данного списка у избирательной комиссии не имелось, поскольку недействительными подлежали признанию 532 подписи избирателей, что составляет более 5% подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, а не 119 подписей, как это отражено в итоговом протоколе проверки.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить принятое судом первой инстанции решение, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком и заинтересованным лицом представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - также Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Основания для признания подписей недействительными перечислены в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который к числу недействительных подписей относит, среди прочих: подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (подпункт "а"); подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом (подпункт "д"); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт "е"); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат
заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт "з"); подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (под пункт "л").
Подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "е" пункта 12 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2020 года N 239-14 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания седьмого созыва, - 19358; количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, может превышать указанное необходимое для регистрации списка кандидатов количество подписей избирателей, но не более чем на 1935.
Согласно пункту 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей в поддержку выдвижения каждого списка кандидатов и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
Судом первой инстанции установлено, что 29 июля 2021 года политической партией "РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ" в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлены подписные листы, содержащие 20822 подписи избирателей, 3872 (20% от необходимого для регистрации числа), из которых методом случайной жеребьевки отобраны для проверки.
Как следует из ведомостей проверки подписных листов от 3 августа 2021 года и итогового протокола проверки от той же даты в результате проверки подписных листов, представленных политической партией "РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ", 119 подписей избирателей (3, 07% от общего количества проверенных подписей избирателей) признаны недействительными, в том числе, по следующим основаниям: сведения об избирателе не соответствуют действительности (26 подписей); дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно (7 подписей); сведения об избирателях внесены не самими избирателями и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (79 подписей); повторяющаяся подпись одного и того же избирателя (6 подписей); нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя (1 подпись).
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия административным ответчиком решения о регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого политической партией "РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ", поскольку число выявленных недействительных подписей составило менее 5% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проверил обоснованность отнесения подписей избирателей к достоверным либо недостоверным и (или) недействительным, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Исследовав оригиналы подписных листов, с учетом всех позиций, заявленных административным истцом, и установив, что общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составило 179 подписей (с учетом дополнительно признанных таковыми 60 подписей судом), что составляет 4, 6% от общего числа проверенных подписей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов административного истца о наличии оснований для отмены решения о регистрации вышеназванного списка кандидатов в депутаты.
Оценивая доводы административного истца о необходимости признания недействительными 493 подписей избирателей по мотиву внесения части сведений о них иным лицом, а также по тем же причинам в отношении сборщиков подписей на отдельных листах в папках 3, 10, 15, 18, 22, 25, 30, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями пункта 6.3, подпунктов "з", "л" пункта 6.4 статьи 38, пункта 3.2.3.17 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 9 июня 2021 года N 9/75-8, указав, что подписи в таких подписных листах признаются недействительными на основании заключения эксперта-почерковеда.
Из материалов дела следует, что Санкт-Петербургской избирательной комиссией проведена проверка отобранных подписей с привлечением специалистов-почерковедов Экспертно-криминалистического Центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обладающих правом самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз, представивших заключение по проверке подписных листов от 2 августа 2021 года N 7/И/187-21, на основании которого признаны недействительными 79 подписей избирателей, три из которых указаны административным истцом в иске.
Оснований не согласиться с данным заключением суд обоснованно не усмотрел, поскольку оно соответствует положениям пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, оформлено в письменном виде, составлено специалистами-почерковедами экспертно-криминалистического центра, обладающими соответствующими специальными познаниями и квалификацией, содержат все необходимые реквизиты.
Заявляя доводы о необходимости признания недействительными подписей избирателей по основаниям, подлежащим применению на основании заключения эксперта-почерковеда, административный истец не приводит убедительных доводов, позволяющих усомниться в объективности вышеуказанного заключения, в связи с чем они обоснованно признаны судом несостоятельными.
Вопреки суждениям подателя жалобы установление исправлений в сведениях об избирателях, что явилось основанием для исключения судом 32 подписей избирателей, не свидетельствует о наличии противоречий в выводах суда, поскольку данные исправления носят характер очевидных, в связи с чем для их выявления не требовалось специальных познаний в области почерковедения и они с достоверностью выявлены непосредственно судом при исследовании оригиналов подписных листов.
В отношении иных подписей, на наличие исправлений в которых указывал административный истец, суд, по результатам их исследования обоснованно не усмотрел оснований для признания их недействительными, поскольку допущенные в соответствующих сведениях помарки не препятствуют однозначному восприятию написанного, что согласуется с положениями пункта 6.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку отметки, сделанные карандашом в подписных листах 40 (строка 5) и 99 (строка 4) папки 25 не относятся к основным сведениям об избирателе, подлежащим указанию в подписном листе по смыслу подпункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с учетом положений пункта 5 статьи 38 указанного федерального закона, у суда первой инстанции имелись основания для вывода, что эти подписи не подлежат признанию недействительными на основании подпункта "д" пункта 6.4 статьи 38 этого же федерального закона.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайств не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, поскольку достаточность доказательств определяется судом первой инстанции, который в силу положений статей 60 - 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Все заявленные истцом ходатайства были рассмотрены судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств и оценке доказательств по делу, оснований для которой не имеется, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского городского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.