Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.
судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре - помощнике судьи Рунове Д.Ю, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-467/2021 по апелляционной жалобе Селькова Василия Ивановича на решение Архангельского областного суда от 23 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене постановления Южной территориальной избирательной комиссии от 13 августа 2021 года N 58 "Об отказе в регистрации Селькову Василию Ивановичу кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Архангельского областного собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения Селькова В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Южной территориальной избирательной комиссии Прилуцкой Н.Н, возражавшей против её удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 19 июня 2021 года N 211/1193-6 на 19 сентября 2021 года назначены дополнительные выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательных округам N3, 13.
Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 20 мая 2021 года N 208/1163-6 полномочия окружной избирательной комиссии при проведении дополнительных выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N3 возложены на Южную территориальную избирательную комиссию, г. Архангельск (далее - избирательная комиссия).
Постановлением избирательной комиссии от 13 августа 2021 года N 58 Селькову В.И, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение в Архангельской области Политической партии "Новые люди", отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N3 на основании подпунктов "в", "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с выявлением 104 недействительных подписей избирателей, что составляет 8, 63% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также в связи с непредставлением вместе с заявлением о согласии баллотироваться документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, содержащих сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, и сведения о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Сельков В.И. обратился в Архангельский областной суд с административным иском о признании незаконным и отмене данного решения избирательной комиссии, об обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование административного иска, с учётом его уточнения, Сельков В.И. ссылался на отсутствие оснований для отказа в регистрации по подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку все предусмотренные законом документы на дату принятия оспариваемого решения у избирательной комиссии имелись, а также на допущенные, по его мнению, нарушения избирательной комиссией законодательства о выборах при проверке подписей избирателей.
Решением Архангельского областного суда от 23 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Сельков В.И. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", к таким основаниям относятся:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1");
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д");
Аналогичные положения содержаться в подпунктах 4, 8, 9 пункта 8.1 статьи 33 Закона Архангельской области от 03 июня 2003 года N 170-22-ОЗ "О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов".
В соответствии с пунктами 2, 15 статьи 28 названного Закона Архангельской области количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов; количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу пятьсот подписей, проверке подлежат все подписи (пункт 5 статьи 32 того же закона).
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 17 мая 2018 года N67/390-6 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением, на которое не распространяется действие пунктов 3-5 статьи 35.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N3, - 1117, и количество подписей, которые вправе представить кандидат, - 1228.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 4 августа 2021 года Сельков В.И. представил в избирательную комиссию 1205 подписей избирателей. Избирательной комиссией проведена проверка всех подписей, по результатам которой 104 подписи (8, 63 %) признаны недействительными.
Исследовав подписи, представленные для регистрации кандидата Селькова В.М, суд первой инстанции пришёл к выводу о необоснованности признания 18 подписей недействительными и 5 подписей недостоверными. Поскольку при таком положении общее количество действительных подписей составляет 1124, что превышает необходимое для регистрации кандидата количество, суд заключил, что у избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации Селькова В.М. по подпунктам "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, суд пришёл к выводу об обоснованности оспариваемого решения об отказе в регистрации кандидата, учитывая наличие обстоятельств, являющихся основанием для такого отказа, предусмотренных подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с заключением суда первой инстанции в связи со следующим.
Статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых указаны:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а" пункта 3.1)
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б" пункта 3.1).
Формы упомянутых справок утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Установив, что Сельков В.И. не представил в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться (12 июля 2021 года) документы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд, руководствуясь приведёнными положениями федерального закона и закона Архангельской области, обоснованно признал законным оспариваемое решение об отказе в регистрации Селькова В.И. кандидатом в депутаты.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что из совокупного анализа положений пунктов 1, 2 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что последующее представление сведений, перечисленных в пункте 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, то есть после подачи в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, является нарушением федерального законодательства о выборах, а основанные на данных обстоятельствах доводы административного истца свидетельствуют о неправильном толковании избирательных норм.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о необходимости применения в рассматриваемом случае положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наделяющего кандидата правом не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, внести уточнения и дополнения в документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, суд правильно учёл правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, согласно которой кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Следует отметить и то, что административным истцом в рамках правового обоснования своей позиции не приведены какие-либо доводы о возможном наличии тех или иных исключительных по своему характеру обстоятельств, которые могли бы объективно препятствовать представить в избирательную комиссию соответствующие сведения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Архангельского областного суда от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селькова Василия Ивановича - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.