Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Белоногого А.В, с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Рунове Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-45/2021 по апелляционной жалобе Чернева А.В. на решение Мурманского областного суда от 23 августа 2021 года, которым в удовлетворении его административного искового заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10 Чернева А.В, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области, отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Мурманской областной Думы от 17 июня 2021 года N 3470 "О назначении выборов депутатов Мурманской областной Думы седьмого созыва" соответствующие выборы депутатов назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 21 мая 2021 года N 121/725 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Мурманской областной Думы Мурманских одномандатных избирательных округов NN 5-11 возложены на Мурманскую территориальную избирательную комиссию.
Решением окружной избирательной комиссии Мурманского одномандатного избирательного округа N 10 (далее - избирательная комиссия) от 18 июля 2021 года N 6/8 Чернев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу N 10.
25 июля 2021 года окружной избирательной комиссией Мурманского одномандатного избирательного округа N 10 принято решение N 8/11 о регистрации кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинутого региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области (далее - Решение от 25 июля 2021 года N 8/11).
Чернев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ г.рожд.
В обоснование административного иска Чернев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ссылался, что имеются вновь открывшиеся обстоятельства для отказа в регистрации Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ г.рожд, о которых не было известно избирательной комиссии при принятии решения о регистрации данного лица кандидатом в депутаты, предусмотренные подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Представленная в избирательную комиссию для регистрации Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выписка из протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от 12 июля 2021 года не соответствует копии протокола этого общего собрания, представленного названным избирательным объединением в рамках иного административного дела, в части состава членов партии, присутствовавших на собрании, что по мнению административного истца, свидетельствует о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Решением Мурманского областного суда от 23 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Чернева А.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Относительно доводов апелляционной жалобы избирательной комиссией, региональным отделением политической партией "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 2 статьи 21 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы" предусмотрено, что выдвижение кандидатов, областного списка кандидатов политической партией, региональным отделением политической партии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", уставом политической партии.
В пункте 11 названной статьи областного закона предусмотрено, что решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, областного списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, собрания); 2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения; 3) при выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению (с указанием номера избирательного округа, по которому выдвигается кандидат); 4) при выдвижении областного списка кандидатов - решение о выдвижении областного списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением областного списка кандидатов); 5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении областного списка кандидатов; 6) дата принятия решения.
Протокол (иной документ) о выдвижении кандидата, областного списка кандидатов избирательным объединением заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (пункт 12 статьи 21 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы").
В пунктах 2, 4, 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ) предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения политической партии делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии.
Этим же федеральным законом установлено, что порядок выдвижения политической партией кандидатов в депутаты органов государственной власти регулируется уставом политической партии (подпункт "и" пункта 2 статьи 21).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 32 Устава политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" (далее - Устав политической партии) предусмотрено, что к компетенции Конференции (общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых, а в случае выдвижения списка кандидатов кандидатуры и порядок их размещения в списке, предварительно согласованы Президиумом или Бюро Президиума.
Общее собрание регионального отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, зарегистрированных в данном региональном отделении. Решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения принимаются делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной Конференции (Общем собрании) регионального отделения ее делегатов (его участников) (пункт 9 статьи 31 Устава политической партии).
В соответствии с пунктом 11 этой же статьи Устава политической партии решения Конференции (Общего Собрания) регионального отделения оформляются ее (его) протоколом.
Исходя из положений пунктов 18 и 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пунктов 2 и 17 статьи 27 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы", избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, а также полноту сведений о кандидате, наличие документов, представление которых предусмотрено законом, соблюдение требований закона к оформлению документов.
Исходя из изложенного при разрешении вопроса о возможности регистрации кандидата Чернева А.В. избирательная комиссия, проверяя представленные кандидатом документы, должна была проверить правомочность партийного органа, выдвинувшего кандидата, наличие кворума, соблюдение требования о форме голосования и условий принятия решения о выдвижении кандидата в соответствии с Уставом политической партии.
Из материалов дела следует, что к заявлению Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о согласии баллотироваться в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва в подтверждение соблюдения порядка выдвижения кандидата избирательным объединением представлены: выписка из протокола заседания Бюро Президиума Центрального совета политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" N 239 от 9 июля 2021 года и выписка из протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от 12 июля 2021 года.
Оценивая доводы административного истца о том, что вышеназванными документами не подтверждается соблюдение требований закона к выдвижению избирательным объединением в качестве кандидата Чернова А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку имеется копия протокола общего собрания общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от той же даты, в котором содержатся отличные от указанных в выписке сведения о присутствующих на общем собрании членах партии, суд первой инстанции обоснованно признал их несостоятельными.
Проверяя данные доводы, суд первой инстанции исследовал оригинал протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" от ДД.ММ.ГГГГ, установив идентичность содержащихся в нем сведений, в том числе по составу участвующих в собрании членов партии, представленной в избирательную комиссию выписке из данного протокола.
Из содержания данного протокола общего собрания усматривается, что кворум на собрании имелся, решение о выдвижении кандидатов в депутаты, в том числе Чернова А.В. (до перемены фамилии, имени, отчества - Н.), принято участниками собрания единогласно; все необходимые в силу требований пункта 11 статьи 21 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 года N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы" сведения приведены; протокол заверен подписью руководителя регионального отделения политической партии и печатью данного избирательного объединения.
Проверяя достоверность указанных в протоколе общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" от 12 июля 2021 года сведений в части состава участвовавших в общем собрании членов партии, суд первой инстанции исследовал лист регистрации участников общего собрания, допросил в качестве свидетелей участвовавших в данном собрании Б, М, У..
Оценив представленные доказательств по делу по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности соответствия указанных в выписке из протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от 12 июля 2021 года сведений фактическим обстоятельствам.
Не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия оснований не усматривает, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении судом правовых норм.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не допрошена в качестве свидетеля член политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" Г. на правильность выводов суда не влияет, поскольку факт участия данного лица в общем собрании 12 июля 2021 года подтвержден совокупностью иных исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств.
Поскольку судом в ходе судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства выдвижения Чернева А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы седьмого созыва, оснований для вывода о том, что представленная в рамках иного административного дела копия протокола общего собрания регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Мурманской области от 12 июля 2021 года, имеющая разночтения в составе участвующих в этом собрании членов партии, свидетельствует о нарушении порядка выдвижения данного кандидата, суд обоснованно не усмотрел. Допрошенный в качестве свидетеля М, являвшийся секретарем вышеуказанного общего собрания, подтвердил, что допустил техническую ошибку, распечатав изначально протокол с составом участников предыдущего (от 5 июля 2021 года) собрания; обнаружив ошибку, он оформил протокол с правильными данными, из которого и изготавливалась выписка, представленная Черновым А.В. в избирательную комиссию; поскольку ошибочная версия протокола не была своевременно уничтожена, по невнимательности она была в копии представлена в суд по иному административному делу. Объективных данных, свидетельствующих о недобросовестности в действиях избирательного объединения - регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" - материалы дела не содержат.
Иные доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к повторению позиции, изложенной в административном исковом заявлении, являются несостоятельными, поскольку в полном объеме аргументированно и объективно оценены в судебном решении и отвергнуты как безосновательные.
При таких обстоятельствах решение Мурманского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернева А.В. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.