Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.
судей Бутковой Н.А, Белоногого А.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-268/2021 по апелляционной жалобе Булановой Татьяны Ивановны на решение Санкт-Петербургского городского суда от 1 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении её административного иска о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии N N 17 от 24 августа 2021 года N 11-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Булановой Татьяне Ивановне", Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Булановой Т.И. Киселева А.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии N 17 Кругликовой О.Ю, возражавшей против её удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 7 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию N 17 (далее - избирательная комиссия).
Решением избирательной комиссии от 24 августа 2021 года N 11-1 Булановой Т.И, выдвинутой Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в городе Санкт-Петербурге, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 на основании подпункта "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в связи с выявлением 164 недействительных подписей избирателей, что составляет 12, 9% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Буланова Т.И. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском о признании незаконным и отмене данного решения избирательной комиссии, об обязании зарегистрировать её кандидатом в депутаты.
В обоснование административного иска Буланова Т.И. указала на то, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией по результатам повторной проверки ею же подписей избирателей, в то время как повторная проверка могла быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежащих проверке. Также административный истец ссылалась на непривлечение экспертов-почерковедов к осуществлению повторной проверки подписей.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 1 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Буланова Т.И. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в числе которых если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1").
Аналогичные положения содержатся в подпункте "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 2 статьи 37, пунктом 9 статьи 38 названного Закона Санкт-Петербурга количество подписей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов; количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное количество, но не более чем на 10 процентов.
Решением территориальной избирательной комиссии N 17 от 23 июня 2021 года N 2-2 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7, - 5080 подписей, и максимальное количество - 5588 подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" решением территориальной избирательной комиссии N 17 от 23 июня 2021 года N 2-3 определено, что проверке подлежат 1270 подписей избирателей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, 2 августа 2021 года Буланова Т.И. представила в избирательную комиссию 5269 подписей избирателей.
Посредством случайной выборки для проверки отобрано 1270 подписей избирателей, содержащихся в папках N1, N6, N11, N15 (все подписи в папке), папка N14 (65 подписей); по результатам проверки 234 подписи признаны недостоверными.
Решением избирательной комиссии от 12 августа 2021 года N 9-2 Булановой Т.И. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 на основании подпункта "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в связи с выявлением 234 недостоверных подписей избирателей, что составляет 18.4% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 августа 2021 года N 262-1 "О жалобе Булановой Татьяны Ивановны на решение Территориальной избирательной комиссии N 17, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N7 по выборам в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N7" отменено решение избирательной комиссии от 12 августа 2021 года N 9-2, на избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Булановой Т.И. кандидатом в депутаты, проведя проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей.
Исполняя решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 августа 2021 года N 262-1, рабочая группа избирательной комиссии определилаколичество недействительных и недостоверных подписей избирателей, руководствуясь изложенными в данном решении выводами, заполнила ведомости проверки подписных листов, составила итоговый протокол проверки и приняла оспариваемое решение.
Суд, исследовав представленные оригиналы подписных листов избирателей в поддержку Булановой Т.А, пришёл к выводу о том, что административным ответчиком обоснованно признаны недействительными 138 подписей избирателей, что составляет 10, 86 процентов от числа отобранных для проверки, и что превышает предельное количество недействительных подписей, при котором допускается регистрация кандидата.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об обоснованности признания недействительными:
118 подписей избирателей - по основанию, предусмотренному подпунктом "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно), 17 подписей - по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 6.4 той же статьи (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности), 3 подписи - по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 6.4 той же статьи (подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с названным Федеральным законом).
Поскольку количество недействительных подписей составляет 10, 86 процентов от числа отобранных для проверки, что превышает предельное количество недействительных подписей, при котором допускается регистрация кандидата, суд пришёл к верному выводу об обоснованности отказа в регистрации кандидата на основании подпункта "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" и наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что повторная проверка подписей избирателей могла быть осуществлена только судом или вышестоящей избирательной комиссией, равно как и о незаконности использования при повторной проверке заключения эксперта-почерковеда, выводы которого положены в основу отменённого решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты, основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой дана подробная и мотивированная оценка в судебном решении, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов, направленных на опровержение выводов суда об обоснованности признания 138 подписей избирателей недействительными, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Булановой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.