Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Вдовиченко С.В, Морозковой Е.Е.
с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при ведении протокола
судебного заседания
помощником судьи Катковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-77/2021 по апелляционной жалобе заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кисельнинского ЖКХ" на решение Ленинградского областного суда от 18 мая 2021 года, принятое по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании частично недействующими решения Совета депутатов муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о ставках оплаты жилищно- коммунальных услуг на территории муниципального образования.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителей: заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кисельнинского ЖКХ" - Аверьянова О.В, административного истца администрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - адвоката Соловьева Ю.Г, заинтересованного лица - главы муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области Киселева В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими с момента издания пункт 1.1. и пункт 1 Приложения N 1 следующих решений Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области:
- решения N 72 от 30 декабря 2013 года "О ставках оплаты жилищно-коммунальных услуг в муниципальном образовании Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2014 год";
- решения N 20 от 27 ноября 2014 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2015 год";
- решения N 35 от 03 ноября 2015 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2016 год";
- решения N 41 от 14 ноября 2016 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2017 год";
- решения N 37 от 23 ноября 2017 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2018 год".
В обоснование требований административный истец указал, что статьями 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в том случае, если собственниками жилых помещений не выбран способ управления многоквартирным домом. Формулировка оспариваемых решений противоречит статьям 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку из решений следует, что плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлена для нанимателей и собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не для тех собственников жилых помещений, которыми не выбран способ управления многоквартирным домом. Следовательно, основания принятия оспариваемых решений противоречат статьям 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того у Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области отсутствуют полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе многоквартирными домами, расположенными на территории Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. Управление муниципальным имуществом является исключительной компетенцией административного истца - администрации муниципального образования Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области. Поэтому, принимая оспариваемые решения, Совет депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области вышел за пределы своих полномочий.
Определением Ленинградского областного суда от 18 мая 2021 года прекращено производство по административному делу в части признания недействующими с даты издания нормативных правовых актов пунктов 1.1. и Приложения N 1 решения Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области N 72 от 30 декабря 2013 года "О ставках оплаты жилищно-коммунальных услуг в муниципальном образовании Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2014 год" и решения N 20 от 27 ноября 2014 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2015 год", поскольку пропущен процессуальный срок подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим, который частью 6 статьи 208 КАС Российской Федерации ограничен сроком действия оспариваемого нормативного правового акта, а также в связи с тем, что перечисленные решения не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца.
Определение Ленинградского областного суда от 18 мая 2021 года о прекращении производства по части требований административного истца сторонами и заинтересованным лицом не оспаривается.
Решением Ленинградского областного суда от 18 мая 2021 года административный иск удовлетворен. Пункты 1.1. и Приложение N 1 в решениях Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области: N 35 от 03 ноября 2015 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2016 год"; N 41 от 14 ноября 2016 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2017 год"; N 37 от 23 ноября 2017 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2018 год" признаны недействующими с момента принятия перечисленных нормативных правовых актов. На административного ответчика возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в официальном печатном издании сообщение о принятом судом решении.
В апелляционной жалобе заинтересованным лицом-обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кисельнинского ЖКХ" (далее-ООО "УК Кисельнинского ЖКХ", Общество) поставлен вопрос об отмене судебного решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица Аверьянова О.В, который настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного истца и главу муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области Киселева В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые указали на законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из следующего.
Суд первой инстанции на основании системного и взаимосвязанного анализа подпункта 24 пункта 2 статьи 19, подпункта 5 пункта 4 Устава муниципального образования Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и подпункта 10.17.2 статьи 10 Положения об администрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области установил, что определение размера платы на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области, а не администрации муниципального образования Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области, как утверждает административный истец. В связи с этим, суд сделал вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом и в надлежащей форме.
Признавая пункты 1.1. и Приложения N 1 в решениях Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области:
- N 35 от 03 ноября 2015 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2016 год";
- N 41 от 14 ноября 2016 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2017 год";
- N 37 от 23 ноября 2017 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2018 год" недействующими с даты принятия нормативных правовых актов, суд первой инстанции указал на несоответствие муниципальных нормативных правовых актов в оспариваемой части требованиям статьей 154 (часть 2), 156 (часть 3), 158 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N290, которым утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), имеющих большую юридическую силу, а так же сослался на их противоречие Методическим указаниям по установлению размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года N 668/пр, выразившееся в недоказанности экономической обоснованности размера платы на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Выводы суда следует признать правильными.
Отношения в сфере установления платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 названного кодекса, далее - ЖК Российской Федерации).
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 4 статьи 158 ЖК Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер, в том числе платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 19 Устава муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области N9 от 26 апреля 2017 года, зарегистрированного в Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации 16 июня 2017 года, в компетенцию Совета депутатов входит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (далее-Устав). Подпунктом 24 пункта 2 статьи 19 Устава определено, что совет депутатов регулирует тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу подпункта 10.17.2 пункта 10.17 статьи 10 Положения об администрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области N 10 от 27 апреля 2012 года, администрация вносит на утверждение в Совет депутатов предложение по установлению или изменению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом.
С учетом приведенных требований Устава муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области и Положения об администрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что принятие решения об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которыми на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещений, о выборе способа управления многоквартирным домом, относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Плата за содержание жилого помещения входит в структуру платы за жилое помещение и включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 названного Кодекса). Данная плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, на срок не менее чем один год и определяется с учетом предложений управляющей организации (части 1 и 7 статьи 156 этого же Кодекса).
Конкретные указания по расчету и определению размера платы содержатся в Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года N 668/пр; Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 6 апреля 2018 года N 213/пр (пункты 3 - 4).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном (далее - Минимальный перечень услуг и работ) и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт (часть 9 статьи 213 КАС Российской Федерации).
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, такие доказательства в материалы дела не представлены.
Напротив, из письма Совета депутатов муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области от 07 декабря 2020 года, письма исполняющего обязанности главы админисрации муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области "данные изъяты" от 24 февраля 2021 года, из отзыва на доводы административного иска от 15 января 2021 года и объяснений главы муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области "данные изъяты", данных в судебных заседаниях 15 января 2021 года, 03 февраля 2021 года, 07 апреля 2021 года, 28 апреля 2021 года, 14 мая 2021 года, а также акта N 01 от 19 января 2021 года комиссии, состоящей из заместителя главы муниципального образования Кисельнинское сельское поселение - "данные изъяты", секретаря главы муниципального образования Кисельнинское сельское поселение - "данные изъяты", депутата муниципального образования Кисельнинское сельское поседение - "данные изъяты", утвержденного главой муниципального образования Кисельнинское сельское поселение "данные изъяты" 20 января 2021 года, следует, что финансово-экономическое обоснование к принятым муниципальным нормативным правовым актам - решениям Совета депутатов: N 35 от 03 ноября 2015 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2016 год"; N 41 от 14 ноября 2016 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2017 год"; N 37 от 23 ноября 2017 года "О ставках оплаты жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на 2018 год", на рассмотрение в Совет депутатов муниципального
образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области администраций муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области не предоставлялись.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "УК Кисельнинского ЖКХ" ежегодно предоставляет в администрацию плановую калькуляцию себестоимости содержания и ремонта многоквартирных домов в качестве финансово-экономического обоснования необходимого размера платы жилищных услуг на территории муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, не влияет на правильность решения суда о несоответствии муниципальных правовых актов в оспариваемой части требованиям жилищного законодательства.
Из вышеприведенных в апелляционном определении правовых норм следует, что администрация не является органом, уполномоченным на принятие решений об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения. В связи с этим само по себе предоставление в администрацию документов о плановых затратах на содержание жилых помещений, без последующей передачи таких документов на рассмотрение в Совет депутатов, не имеет правового значения, поскольку не порождает для участников жилищных правоотношений юридически значимых последствий.
Как указано в апелляционном определении ранее, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не предполагает принятия уполномоченными органами произвольных решений. Между тем из доказательств, исследованных судом первой инстанции следует, и в суде апелляционной инстанции представитель ООО "УК Кисельнинского ЖКХ" - директор Аверьянов О.В, и глава муниципального образования "Кисельнинское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области Киселев В.В, каждый в отдельности, подтвердили тот факт, что документы, содержащие финансово-экономическое обоснование размера платы, установленной оспариваемыми муниципальными нормативными правовыми актами, признанными судом недействующими с даты их принятия, для изучения и обсуждения в Совет депутатов муниципального образования Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области не предоставлялись ни администрацией, ни ООО "УК Кисельнинского ЖКХ".
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно и правильно сделал вывод о недоказанности соответствия установленного размера платы за жилищные услугу на 2016, 2017, 2018 годы критериям необходимости, обоснованности, соразмерности и пропорциональности при соблюдении баланса интересов участников жилищных отношений. Следовательно, вывод суда о несоответствии муниципальных правовых актов в оспариваемой части требованиям жилищного законодательства, является верным, а решение суда законным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.