Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Стаховой Т.М. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-122/2021 по административному исковому заявлению Лоран Ольги Ивановны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Коми) на решение Верховного Суда Республики Коми от 12 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, судебная коллегия
установила:
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года N329Д утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 года N496 Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений являлось правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом.
В настоящее время в связи с изданием Правительством Республики Коми постановления от 2 ноября 2020 года N537 органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, является Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений, став правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений.
3 июля 2015 года на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости - нежилое помещение площадью 391, 9 кв.м. по адресу: "адрес", которому присвоен кадастровый N.
В связи с поступлением сведений о вновь учтенном объекте недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" определена кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 7 503 254, 7 рублей с применением удельного показателя кадастровой стоимости 19 145, 84 руб./кв.м, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года N329Д.
С 28 января 2016 года собственником названного объекта недвижимости является Лоран О.И.
Полагая размер определенной в процессе государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости участков завышенным, 13 апреля 2021 года Лоран О.И. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 1 253 036 рублей, подтвержденном отчетом об оценке оценщика ООО "Институт независимой оценки и аудита" Гурьянова Д.А, одновременно заявив о возмещении понесенных расходов.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 12 мая 2021 года установлена по состоянию на 3 июля 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 1 253 036 рублей. Датой подачи заявления Лоран О.И. о пересмотре кадастровой стоимости определено 13 апреля 2021 года.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Коми просит решение суда отменить в части распределения судебных расходов, отказать в удовлетворении требований к ФГБУ "ФКП Росреестра".
В обоснование жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" указывает, что не выступает ни органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости; Федеральный закон N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) разграничивает понятия "утверждение результатов определения кадастровой стоимости" и "определение результатов кадастровой стоимости" объектов; кадастровая стоимость спорного объекта установлена актом ФГБУ "ФКП Росреестра", не имеющим отношения к документу об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, на основании удельных показателей кадастровой стоимости путем простого арифметического перемножения УПКС на площадь объекта недвижимости; материалы дела не содержат доказательств, указывающих на допущение филиалом ошибки в ходе произведенных расчетов, предметом оспаривания является УПКС, примененный при расчете кадастровой стоимости нежилого помещения, находящегося в собственности истца; требования заявителя не сводятся к оспариванию действий ФГБУ "ФКП Росреестра" ни по основанию их возникновения, ни по содержанию.
Административным ответчиком Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений принесен отзыв на апелляционную жалобу.
Административный истец, представители административных ответчиков Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управления Росреестра по Республике Коми, ФГБУ "ФКП Росреестра" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не заявляли.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей; его положения применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимым письменным доказательством является, в том числе, отчет независимого оценщика, что следует из содержания статьи 70 КАС РФ.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28), исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции руководствовался статьями 3, 11, 12, 24.18, 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности, положениями Налогового кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами оценки, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, исследовал и оценил собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что Лоран О.И. имеет правовой интерес в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поскольку она применяется в качестве налоговой базы для налога на имущество физических лиц, ответчики не представили доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объекта недвижимости, пришел к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым N в размере его рыночной стоимости, равном 1 253 036 рублей по состоянию на 3 июля 2015 года, подтвержденном представленным истцом отчетом об оценке N 12124-20Л от 1 февраля 2021 года, который признал отвечающими принципам допустимости, относимости и достоверности.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по требованию о возмещении судебных расходов, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и процессуального права.
Из разъяснений, содержащихся во втором абзаце пункта 31, в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, следует, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости; надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей на момент определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Аналогичные правила содержатся в действующей редакции статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по государственной кадастровой оценке, непосредственно и через подведомственные организации.
Приказом Росреестра N П/210 от 12 мая 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113 был утвержден и действовал до 1 марта 2019 года и на момент определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития от 18 марта 2011 года N 113)
Из представленных в дело выписки из ЕГРН, сведений ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что кадастровая стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимости определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми 20 февраля 2017 года в соответствии с пунктами 4.1, 3.2 приказа Минэконоразвития России от 18 марта 2011 года N113, результаты определения кадастровой стоимости отражены в соответствующем Акте определения кадастровой стоимости.
Тем самым ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Коми совершило действия по установлению оспоренной кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках реализации полномочий, переданных ему Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, надлежащим ответчиком по данному делу выступает ФГБУ "ФКП Росреестра", непосредственно осуществившее функции по государственной кадастровой оценке; вопреки мнению подателя жалобы, Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений не входит в число надлежащих ответчиков по данному делу и, как следствие, в число лиц, на кого может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов.
Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят судебный акт по делу, что следует из положений главы 10 КАС РФ и разъясняется в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Размер взысканной с ФГБУ "ФКП Росреестра" суммы расходов отвечает критериям необходимости, оправданности и разумности, подателем жалобы не оспаривается, оснований для ее уменьшения не усматривается.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда соответствует требованиям статьи 108 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта и не опровергают правильности выводов суда в рассматриваемой части.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Верховного Суда Республики Коми от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" без удовлетворения.
Судебные акты по делу могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.