Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Белоногого А.В, с участием прокурора Поповой Е.В.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-202/2021 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 11 мая 2021 года, которым административный иск садоводческого некоммерческого товарищества "Карасаари" о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13 ноября 2012 года N 57 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя садоводческого некоммерческого товарищества "Карасаари" адвоката Коваля В.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
13 ноября 2012 года Советом депутатов муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято решение N 57 (далее - решение N 57 от 13 ноября 2012 года), которым утвержден Генеральный план муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Генеральный план).
Составной частью Генерального плана являются Положение о территориальном планировании и картографический материал.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Карасаари" (далее - СНТ "Карасаари") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать решение N 57 от 13 ноября 2012 года не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части отражения на карте функциональных зон поселения, являющейся приложением к генеральному плану, земельных участков с кадастровыми номерами, перечень которых приведен в административном исковом заявлении: 47:07:0161002:7 - 47:07:0161002:150, 47:07:0161002:158 - 47:07:0161002:163, 47:07:0161002:166, 47:07:0161002:167, а также территории бывшего земельного участка с кадастровым номером 47:07:0161002:3, не вошедшей в площадь указанных земельных участков (зона земель общего пользования), к функциональной зоне "Зона размещения военных объектов".
В обоснование требований СНТ "Карасаари" ссылалось на то, что оно объединяет владельцев земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, 47 км автодороги Санкт-Петербург - Пески, площадью 29 га, ранее присвоенный кадастровый номер 47:07:0161002:3. Согласно оспариваемому в части генеральному плану вся территория садоводства располагается в функциональной зоне - зона размещения военных объектов, что послужило основанием для отнесения данной территории правилами землепользования и застройки муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" к территориальной зоне "В" - зона военных и режимных объектов (земли обороны и безопасности). Отнесение территории садоводства к указанным зонам исключает возможность осуществления деятельности, связанной с ведением садоводства и дачным строительством, возведением объектов инфраструктуры общего пользования, что непосредственно нарушает права СНТ "Карасаари" и его членов. При этом ни юридически, ни фактически указанная территория не используется для размещения военных и режимных объектов. Оспариваемое планирование произведено произвольно, нарушает требования градостроительного и земельного законодательства, статей 1 и 6 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне".
Решением Ленинградского областного суда от 11 мая 2021 года административный иск удовлетворен: оспариваемый генеральный план признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой он предусматривает отнесение земельного участка с кадастровым номером 47:07:0161002:3 и образованных из него земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, 47 км автодороги Санкт-Петербург - Пески, к функциональной зоне "Зона размещения военных объектов".
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация МО "Всеволожский муниципальный район") просит отменить указанное решение как не соответствующее нормам материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Согласно положениям статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Изложенные в решении суда первой инстанции выводы о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме, с соблюдением порядка принятия, введения в действие и опубликования нормативного правового акта, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены доказательствами и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Разрешая административный спор, суд также установил, что СНТ "Карасаари" является правопреемником Дачного Некоммерческого Партнерства "Карасаари" (далее - ДНП "Карасаари"), запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ 17 апреля 2008 года.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 24 июля 2009 года N 1668 по результатам рассмотрения заявления ДНП "Карасаари" утвержден акт выбора земельного участка площадью 29 га и предварительно согласовано место размещения объекта для ведения дачного хозяйства по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район (в районе 47 км автодороги Санкт-Петербург - Пески), участок отнесен к категории земель населенных пунктов и предоставлен в аренду ДНП "Карасаари" сроком до одного года для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в целях ведения дачного хозяйства.
14 августа 2009 года в Государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке площадью 290000 кв.м, кадастровый номер 47:07:01-61-002:0003, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район (в районе 47 км автодороги Санкт-Петербург - Пески), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в целях ведения дачного хозяйства.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 20 декабря 2009 года N 3377 утвержден проект организации и застройки территории ДНП "Карасаари" на земельном участке с кадастровым номером 47:07:01-61-002:0003 для ведения дачного хозяйства, участок предоставлен в аренду ДНП "Карасаари" сроком на три года в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
21 января 2010 года администрация МО "Всеволожский муниципальный район" заключила с ДНП "Карасаари" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-61-002:0003 для использования в целях ведения дачного хозяйства на срок с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 26 апреля 2011 года N 797 указанный договор аренды расторгнут с предоставлением ДНП "Карасаари" в собственность бесплатно земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0161002:158, 47:07:0161002:159, 47:07:0161002:160, 47:07:0161002:161, 47:07:0161002:162, 47:07:0161002:163, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район (в районе 47 км автодороги Санкт-Петербург - Пески), и относящихся к имуществу общего пользования, для ведения дачного хозяйства. Земельный участок площадью 236197 кв.м по тому же адресу был предоставлен ДНП "Карасаари" в аренду, сроком до одного года, на период до оформления членами партнерства права собственности на землю в установленном порядке.
3 мая 2011 года администрация МО "Всеволожский муниципальный район" заключила с ДНП "Карасаари" соответствующий договор аренды земельного участка площадью 236197 кв.м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-61-002:0003.
Согласно объяснениям административного истца и представленным им в материалы дела документам большая часть участков, расположенных на территории СНТ "Карасаари", к настоящему времени находится в собственности членов СНТ "Карасаари", которые используют их в целях дачного строительства и садоводства.
Согласно графическим материалам к Положению о территориальном планировании Генерального плана, утвержденному решением N 57 от 13 ноября 2012 года, территория ДНП (в настоящее время - СНТ) "Карасаари" расположена в границах функциональной зоны "Зона размещения военных объектов".
Сопоставив приведенные данные с материалами по обоснованию Генерального плана и стратегическим планом социально-экономического развития муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, суд первой инстанции на основе надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что на момент принятия оспариваемого акта у муниципальных органов власти имелась достоверная информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:01-61-002:0003 и образованные из него земельные участки предоставлены ДНП "Карасаари" и используются для ведения дачного хозяйства.
Вместе с тем, как установилсуд, сведения о ДНП "Карасаари" не были включены в перечень садоводческих и дачных объединений на территории Куйвозовского сельского поселения, представленный разработчикам проекта Генерального плана, и это обстоятельство не было учтено при разработке проекта; обоснование установления функциональной зоны "Зона размещения военных объектов" в отношении земельного участка, на котором расположено ДНП "Карасаари", в материалах по обоснованию проекта Генерального плана отсутствует.
Из объяснений администрации МО "Всеволожский муниципальный район", данных в суде первой инстанции и воспроизведенных в апелляционной жалобе, она не располагает информацией об основаниях отнесения территории ДНП "Карасаари" к функциональной зоне "Зона размещения военных объектов". В настоящее время, в целях разработки проекта внесения изменений в Генеральный план от ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" было получено письмо о том, что эта территория расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:287, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России). Согласно записям в ЕГРН на указанный земельный участок 20 июля 2017 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации, и он предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование структурным подразделениям Минобороны России. Таким образом, как указывает администрация МО "Всеволожский муниципальный район", границы функциональной зоны размещения военных объектов могли быть установлены в соответствии со сведениями о границах земель Минобороны России или лесоустроительной документации Морозовского военного лесхоза, полученных при разработке проекта Генерального плана.
Данные доводы, как правильно отметил суд, не свидетельствуют об обоснованности принятого административным ответчиком градостроительного решения, при подготовке которого не было учтено расположение земельного участка, предоставленного ДНП "Карасаари" для ведения дачного хозяйства и фактически используемого в таких целях. При этом из ответов ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 13 апреля 2021 года и 19 апреля 2021 года и выписки из ЕГРН следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:287 площадью 68920000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, урочище Перемяки, не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В указанных ответах также отражено, что согласно представленным Морозовским участковым лесничеством Минобороны России сведениям из картографических материалов и лесных планшетов СНТ "Карасаари" расположено в границах ориентировочной территории земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:287. Точное определение нахождения СНТ "Карасаари" в границах указанного участка возможно только после проведения кадастровых работ по уточнению границ данного участка.
Доказательств нахождения на спорной территории каких-либо военных объектов и ее использования для нужд Минобороны России в ходе судебного разбирательства по административному делу представлено не было.
Судом также учтено, что вступившим в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2019 года по делу N 2-99/2019 отказано в удовлетворении иска АО "НИИ "Вектор" об исключении из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах граждан и о границах ряда земельных участков, в отношении которых заявлен настоящий административный спор, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0161002:3 и находящихся в границах СНТ "Карасаари".
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности по смыслу положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Учитывая, что в данном случае отнесение территории, на которой расположено СНТ "Карасаари", к функциональной зоне "Зона размещения военных объектов" было осуществлено без учета существующего землепользования и ранее принятых муниципальных нормативных актов о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-61-002:0003 ДНП "Карасаари" для ведения дачного хозяйства и не было обосновано проектом Генерального плана, что свидетельствует о произвольном характере территориального планирования и не позволяет его признать отвечающим критериям определенности и обоснованности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии Генерального плана в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в связи с этим - об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд первой инстанции, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно указал, что он подлежит признанию не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию администрации МО "Всеволожский муниципальный район", выраженную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда и не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, при вынесении которого суд правильно определили на основе надлежащей оценки доказательств установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права.
Резолютивная часть решения суда соответствует требованиям части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем оснований для внесения в нее изменений судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского областного суда от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.