Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Якутрембыттехника" Козицкой Юлии Владимировны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2020 года N 04-285/4, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Якутрембыттехника",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2020 года N 04-285/4, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года, акционерное общество "Якутрембыттехника" (далее - АО "Якутрембыттехника") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Якутрембыттехника" Козицкая Ю.В. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.2.3 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что 17 ноября 2020 года в рамках проведения рейдового мероприятия должностными лицами Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) "Якутский комитет государственного экологического надзора" был осуществлён осмотр территории городского округа "Город Якутск" на предмет выявления нарушений природоохранного законодательства, в ходе которого было установлено, что на территории АО "Якутрембытехника", земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 3 604 кв.м по адресу: "адрес", вид разрешённого использования: для размещения цеха ритуальных услуг, выявлено захламление отходами производства и потребления на площади 150 кв.м высотой от 0, 1 до 0, 5 м.
В ходе проведения административного расследования был произведён отбор проб отходов производства и потребления. Согласно экспертному заключению от 1 декабря 2020 года N 2С-20/02 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Саха (Якутия) по результатам исследования указанных проб был установлен следующий компонентный состав: древесина - 68, 42 %, пакля - 1, 70 %, лом шифера - 24, 76 %, рубероид 5, 12 %. Согласно выводам эксперта, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, представленные на экспертизу твёрдые отходы строительства и ремонта относятся к IV (четвёртому) классу опасности. Вид отхода: отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
На основании акта обследования от 17 ноября 2020 года Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) "Якутский комитет государственного экологического надзора" выдано предписание N 04-285/6 сроком исполнения до 28 мая 2021 года, согласно которому обществу предписано устранить допущенные нарушения положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на него возложена обязанность убрать несанкционированную свалку по адресу: "данные изъяты", вдоль забора, объёмом 75 м3.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО "Якутрембытехника" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "Якутрембытехника" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 3 декабря 2020 года N 04-285/2; приказом от 17 ноября 2020 года о проведении выездной проверки в отношении АО "Якутрембытехника"; рейдовым заданием от 17 ноября 2020 года; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 17 ноября 2020 года N 04-285; экспертным заключением от 1 декабря 2020 года N 2С-20/02; предписанием от 9 декабря 2020 года N 04-285/6, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия АО "Якутрембытехника" правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, в том числе отсутствие события административного правонарушения, были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующим судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Якутрембытехника" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что должностное лицо административного органа не ознакомило защитника АО "Якутрембытехника" с определением о назначении экспертизы, в связи с чем последняя была лишена возможности заявлять отвод эксперту, предлагать кандидатуру эксперта, ставить вопросы для дачи на них ответов экспертом, не повлекло существенного ограничения прав юридического лица.
Как усматривается из материалов дела, защитнику АО "Якутрембытехника" в ходе рассмотрения дела были разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми она воспользовалась по своему усмотрению в полном объёме, при этом каких-либо замечаний относительно произведённой экспертизы не высказала, ходатайство о проведении повторных или дополнительных экспертиз не заявила.
При таких обстоятельствах заключение эксперта по данному делу об административном правонарушении обоснованно признано в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу.
Порядок и срок привлечения АО "Якутрембытехника" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Якутрембытехника" с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решение судьи городского суда, не установлено.
Ходатайство защитника АО "Якутрембытехника" - Козицкой Ю.В. о рассмотрении настоящей жалобы в судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи, удовлетворению не подлежит, так как рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление старшего государственного инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2020 года N 04-285/4, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Якутрембыттехника", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Якутрембыттехника" Козицкой Юлии Владимировны - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.