Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Виноградовой О.Н, Панфиловой Л.Ю, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании (с использованием системы ВКС) гражданское дело по иску Степаненко А.А. к Федеральной службе судебных приставов исполнителей России, Управлению Федеральной службы судебных приставов исполнителей по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконными уведомления от 01 июня 2020 года об отказе в принятии положительного решения о переводе и назначении на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации, приказа от 05 июня 2020 года о расторжении служебного контракта и увольнении с федеральной государственной гражданской службы, восстановлении в должности, возложении обязанности проведения процедуры перевода путем вынесения приказа о переводе и назначении на должность органов принудительного исполнения, взыскании денежной суммы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе и дополнениям к ней Степаненко А.А. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 декабря 2020 года, по кассационному представлению и.о. прокурора Хабаровского края Лубенец С.В. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения Степаненко А.А, его представителя Дмитриенко А.В... представителя ФССП России и УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Лебедева Д.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, судебная коллегия
установила:
Степаненко А.А. обратился в суд с иском Федеральной службе судебных приставов исполнителей России, Управлению Федеральной службы судебных приставов исполнителей по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконными уведомления от 01 июня 2020 года об отказе в принятии положительного решения о переводе и назначении на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации, приказа от 05 июня 2020 года о расторжении служебного контракта и увольнении с федеральной государственной гражданской службы, восстановлении в должности, возложении обязанности проведения процедуры перевода путем вынесения приказа о переводе и назначении на должность органов принудительного исполнения, взыскании денежной суммы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указав, что работает в должности "данные изъяты" УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. 02 июня 2020 года ему было вручено уведомление N-АК от 01 июня 2020 года о том, что с учетом результатов проверочных мероприятий и профессионального отбора, принято решение об отказе в приеме истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. 04 июня 2020 года направил заявление на имя руководителя УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО с просьбой, в порядке ст.62 Трудового кодекса РФ, предоставить решение директора ФССП России об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ. 08 июня 2020 г. получил отказ в предоставлении указанного решения. Полагает, что ответчиками нарушены права, предусмотренные ст.62 Трудового кодекса РФ.
08 июня 2020 года он получил копию приказа УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО N-К от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении с ним служебного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении от занимаемой должности "данные изъяты" и увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Полагает увольнение незаконным.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу предлагалось поступить на новую службу. В уведомлении сообщалось, что в целях реализации Федерального закона от 01 октября 2019 N 328 ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", издан приказ ФССП России от 01 января 2020 года N 30 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО". На основании штатного расписания замещаемая истцом должность федеральной государственной гражданской службы будет сокращена. Считает, что до ДД.ММ.ГГГГ его должны были уведомить об отказе в принятии на должность. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения. Согласно уведомлению, которое он получил ДД.ММ.ГГГГ, руководитель УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО - главный судебный пристав Хабаровского края и ЕАО, предложил занять в органах принудительного исполнения должность "данные изъяты". Указанное уведомление является доказательством положительного прохождения проверочных мероприятий и профессионального, психофизиологического отбора. Истец согласился на предложенную должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, о чем написал заявление. Тем самым, уведомление N-АК от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и нарушает требования закона "О службе в органах принудительного исполнения", а также нормативно-правовые акты, которые были приняты в рамках указанного законодательства. Указанное уведомление повлекло незаконное увольнение истца и нарушение его конституционного права на труд.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд признать незаконным уведомление N-АК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии положительного решения о переводе и назначении на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации, признать незаконным приказ УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области N-К от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта и увольнении с федеральной государственной гражданской службы на основании уведомления N-АК от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить в должности "данные изъяты" Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, обязать работодателя (нанимателя) провести процедуру перевода путем вынесения приказа о переводе и назначении на должность органов принудительного исполнения в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида, которая предложена по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 24 августа 2020 года Степаненко А.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Степаненко А.А. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационном представлении и.о. прокурора Хабаровского края просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) Степаненко А.А. и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы и дополнений к ней.
Представитель ФССП России и УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО возражал против доводов кассационной жалобы, поддержал письменные возражения УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО на кассационную жалобу и кассационное представление.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации полагала решение и апелляционное определение подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поддержала доводы кассационного представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней и кассационного представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.
В ч. 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указано, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы. В соответствии с ч.2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно ч. 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах. В пункте 2 Правил указано, что при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. В пункте 4 Правил определено, что уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением
списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа.
Материалами дела установлено, что Степаненко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность "данные изъяты" Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Степаненко А.А. ДД.ММ.ГГГГ вручено уведомление о том, что в связи со вступлением в силу 01 января 2020 года Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы, в связи с чем, замещаемая им должность будет сокращена. Разъяснено, что при наличии возможности ему будут предложены должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии таких должностей либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, Степаненко А.А. будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 года.
Степаненко А.А. 23 января 2020 года написал и подал директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации заявление о его желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность "данные изъяты" УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Степаненко А.А. 13 марта 2020 года получил направление о прохождении медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (должность ведущий судебный пристав-исполнитель).
Согласно медицинскому заключению от ДД.ММ.ГГГГ у Степаненко А.А. отсутствуют заболевания, препятствующие поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Степаненко А.А. вручено уведомление о предложении должности "данные изъяты". Указано, что в течение трех дней с момента получения уведомления истцу необходимо направить в кадровое подразделение заявление о согласии или несогласии с предложенной должностью. В случае отказа от предложенной для замещения должности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, при наличии возможности будут предложены иные вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы истец будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Степаненко А.А. (без даты) было подано заявление о принятии его на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Комсомольску-на-Амуре N УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Степаненко А.А. ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о принятии решения об отказе в приеме его на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Данное решение принято по результатам рассмотрения его документов, с учетом проверочных мероприятий и профессионального психологического отбора. Сообщено о том, что Степаненко А.А. предлагаются должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы должностей в соответствии с приложением к уведомлению. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, Степаненко А.А. будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
От Степаненко А.А. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявления об отказе от всех предложенных вакантных должностей, имеющихся в Управлении.
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.8.2 ч.1 и ч.3.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Степаненко А.А. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Комсомольску-на-Амуре N Управления Федеральной службы судебных приставов исполнителей по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области и уволен с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Основанием для издания приказа послужили: приказ "Об утверждении структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов исполнителей по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" от ДД.ММ.ГГГГ N, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, при этом порядок увольнения ответчиком не нарушен, что отказ в приеме истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации не рассматривается как ущемляющий права на труд. Не усмотрел суд правовых оснований для признания незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии положительного решения о переводе истца и назначении на должность в органы принудительного исполнения РФ и возложении на ответчика обязанности проведении процедуры перевода путем вынесения приказа о переводе и назначении на должность органов принудительного исполнения в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида.
Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами согласиться не может в силу следующего.
Ответчиком не соблюден установленный законом срок предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности, поскольку лишь ДД.ММ.ГГГГ Степаненко А.А. был уведомлен о невозможности его перевода на службу в органы принудительного исполнения. До этого момента Степаненко А.А. совершал действия, направленные на прохождение процедуры, связанной с поступлением на данный вид государственной службы.
Кроме того, ответчиком не соблюдено требование о том, что в течение двух месяцев с момента предупреждения об увольнении в связи с сокращением должности работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакансии. По мнению судебной коллегии, исчислять указанный срок с ДД.ММ.ГГГГ неверно, поскольку с указанной даты и истцом и ответчиком совершались действия, направленные на продолжение службы Степаненко А.А.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что в новом штатном расписании должность истца исключена с ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, вывод судов о соблюдении работодателем всех требований закона, является преждевременным.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение и апелляционное определение отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 24 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 декабря 2020 года отменить. Дело направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.