Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Власенко И.Г, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Татьяны Ивановны к управлению сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки
по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства РФ на решение Биробиджанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Степанова Т.И. обратилась в суд с иском к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение субсидии, как пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ года в результате чрезвычайной ситуации, приведшей к затоплению принадлежащий ей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", утратила урожая на площади 0, 1 га, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик выплатил ей субсидию за утраченный урожай из расчёта площади 0, 01 га, вместо 0, 1 га. С учётом уточнений, просила признать за ней право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории ЕАО, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 1 га.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Степанова В.А, Семаков Е.В, Семакова А.А.
В судебном заседании Степанова Т.И. поддержала уточненные требования, пояснила, что её огород был полностью засажен картофелем и овощами. Комиссией при обследовании земельного участка составлен акт, в котором указано, что пострадал урожай на 0, 1 га, акт она подписала. В последующем, управление сельского хозяйства правительства ЕАО при заполнении документов допустило ошибку, выплатив ей субсидию только за утраченный урожай исходя из площади 0, 01 га.
Представитель Управления сельского хозяйства правительства ЕАО просила отказать в удовлетворении требований.
Третьи лица Степанова В.А. и Семаков Е.В. не возражали против удовлетворения уточнённых исковых требований.
Ответчик Минсельхоз России и третье лицо Семакова А.А. в судебное заседание не явились.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ за Степановой Т.И. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории ЕАО, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур -0, 1 га.
Суд возложил на Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области обязанность произвести Степановой Т.И. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 1 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства РФ просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с пунктом 5 постановления правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп "О Порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области" право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
В силу пункта 6 Порядка размер ущерба, причинённого сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определён Министерством сельского хозяйства РФ в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 года, ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр", в том числе от 02.10.2019 N 022ЛПХ/1.
Из материалов дела и судом установлено, что Степановой Т.И. принадлежит "данные изъяты" доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1500 кв.м. Указанный земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной администрацией Ленинского сельского поселения на основании данных похозяйственней книги.
Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 N 385-рг, в связи со сложной гидрометеорологической обстановкой, на территории Еврейской автономной области со 2 августа 2019 года введён режим чрезвычайной ситуации.
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", согласно распоряжению губернатора ЕАО от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году" попал в зону подтопления.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению ущерба составлены два акта под номерами N обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, из которых следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ в результате высокого уровня воды р. Амур и сильного переувлажнения почвы на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель и овощи. В одном акте указано, что площадь утраченного урожая составляет 0, 1 га, в другом - 0, 01 га, сумма ущерба в каждом из Актов определена в равных размерах - 29 000 руб. В качестве владельца личного подсобного хозяйства в актах указана Степанова Т.И.
Согласно ответу управления сельского хозяйства правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, за ответчицей признано право на субсидию в размере 1 108 руб. 79 коп. из расчёта площади утраченного урожая 0, 01 га.
Проверяя достоверность сведений, изложенных в указанных выше Актах суд признал обоснованным сведения о повреждении посадок на земельном участке площадью 0, 1 га, что подтверждается показаниями свидетеля Г.О.В, которая пояснила, что при составлении актов ДД.ММ.ГГГГ допустила описку, вместо площади утраченного урожая на земельном участке истицы 0, 1 га, она по ошибке указала 0, 01 га. Фактически площадь утраченного урожая составляла 0, 1 га, справкой администрации Ленинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N где указано, что посевная площадь земельного участка истицы составляет 0, 1 га, материалами ФГБУ "Россельхозцентр" о гибели объектов растениеводства от 02.10, 2019 N 022ЛПХ/1.
Разрешая спор, суд признал доказанным факт утраты урожая площади гибели урожая на площади 0, 1 га, в связи с чем признал право истца на возмещение ущерба.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, указав, что неверно указанная площадь земельного участка, не может препятствовать истице реализовать право на гарантированные государством меры поддержки как пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537, 5 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.
Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, определён постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 (далее - Порядок N 1455).
В силу пункта 2 Порядка N 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка N 1455).
Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Порядка N 1455).
Судом из сообщения управления сельского хозяйства правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ N N установлено, что остаток межбюджетного трансферта, имеющий целевое назначение и не использованный по состоянию на 01.01.2020 возвращён в федеральный бюджет.
Таким образом, из приведённого правового регулирования следует, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году осуществляется за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, Министерство сельского хозяйства РФ не несёт ответственность за действия органов исполнительной власти субъекта, допустивших нарушение прав истицы, оснований к отмене решения не содержит.
Приведенные в жалобе о нарушении процессуальных прав, связанных с рассмотрением ходатайства об отложении судебного заседания в целях подготовки к судебному разбирательству, направлении копии искового заявления не свидетельствуют о существенных нарушениях требований процессуального закона.
Как следует из материалов дела Министерство сельского хозяйства РФ было поставлено в известность о проведении судебного заседания, обратившись с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции являлось участником при рассмотрении дела в суде второй инстанции, соответственно не только реализовало право на проверку законности решения суда, но и привела свои пояснения по существу заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, сводятся к возражениям в отношении вышеуказанных выводов суда и не содержат оснований к отмене судебных постановлений, поскольку переоценка доказательств и предрешение вопросов о преимуществе одних доказательств перед другими, в силу ч.3 ст. 390 ГПК РФ, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении дела судом не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Биробиджанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.