Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Шиловой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УМВД России по Еврейской автономной области к Однолько Ю.В. об обязании подписания акта приема-передачи жилого помещения, по встречному иску Однолько Ю.В. к УМВД России по Еврейской автономной области о признании незаконным решения о выделении квартиры, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям и нормам, по кассационной жалобе Однолько Ю.В. на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 25 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, пояснения Однолько Ю.В, судебная коллегия
установила:
УМВД России по Еврейской автономной области обратилось в суд с иском к Однолько Ю.В. об обязании подписания акта приема-передачи жилого помещения.
В обоснование требований указав, что Однолько Ю.В. состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в составе трёх человек, включая его, жену и сына. Норма предоставления жилой площади семье ФИО7 составила 23, 6 кв.м с учётом вычета площади жилого помещения, находящегося в их собственности.
На основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Российской Федерации приобретена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 26.6 кв.м, которая передана в оперативное управление УМВД России по Еврейской автономной области.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Еврейской автономной области от 10 января 2020 года указанное жилое помещение распределено Однолько Ю.В, в связи с чем, 21 января 2020 года с ним заключён договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наниматель обязан принять по акту жилое помещение в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания договора.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Однолько Ю.В. направлено уведомление о необходимости принятия жилого помещения на основании акта приёма-передачи. Однако ответчик от подписания акта отказывается. От написания заявления об отказе от предоставленного жилого помещения Однолько Ю.В. также уклоняется. УМВД России по Еврейской автономной области приходят счета на оплату коммунальных услуг, растёт задолженность.
Истец просил суд обязать Однолько Ю.В. подписать акт приёма-передачи указанного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ с даты возникновения права.
Однолько Ю.В. обратился со встречным иском к УМВД России по ЕАО, в котором он просил суд обязать ответчика предоставить жилое помещение в виде отдельной квартиры. Требование мотивировал тем, что предоставленная ему УМВД России по Еврейской автономной области квартира является коммунальной квартирой, поскольку состоит из нескольких комнат, принадлежащих двум и более пользователям, не являющимся членами одной семьи. Квартира должна иметь надлежащее санитарное и техническое состояние, позволяющее нормальную эксплуатацию. В предоставленном ему жилом помещении протекают трубы горячего и холодного водоснабжения. Кроме того, в квартире не должно быть самовольного переустройства или перепланировки, которые произведены в нарушение установленного законом порядка. Предоставленная ему квартира имеет признаки перепланировки, нарушена соосность, установлено оборудование, которое не указано в технических паспортах. В квартире отсутствует кухня.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований УМВД России по Еврейской автономной области отказано. Встречные исковые требования Однолько Ю.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования УМВД России по Еврейской автономной области и встречные исковые требования Однолько Ю.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Однолько Ю.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции Однолько Ю.В. настаивал на доводах кассационной жалобы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
В пункте 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В органах внутренних дел порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма регламентирован Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с ЖК РФ.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трёх и более человек.
Во исполнение указанных социальных гарантий в собственность Российской Федерации приобретена на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и оформлена в оперативное управление УМВД России по ЕАО квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 26, 6 кв.м.
Материалами дела установлено, что Однолько Ю.В. является пенсионером МВД России, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи три человека: он, супруга ФИО4, 1973 года рождения, сын ФИО5, 2005 года рождения. В списке очередников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Однолько Ю.В. указан под номером N, потребностью 23, 6 кв.м.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ЕАО, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в очереди в качестве нуждающихся с потребностью 23, 6 кв.м состоит Однолько Ю.В, состав семьи 3 человека.
Однолько Ю.В, ФИО4, ФИО5 имеют в собственности по 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, "адрес", общей площадью 30, 4 кв.м, а в соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ норма предоставления жилого помещения Однолько Ю.В. и членам его семьи составляет 18х3-30, 4=23, 6 кв.м, жилищно-бытовая комиссия УМВД России по ЕАО решилавыделить Однолько Ю.В. приобретённую на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, "адрес", общей площадью 26, 6 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ с Однолько Ю.В. заключён договор социального найма указанного жилого помещения, пунктом 4 которого предусмотрена обязанность нанимателя принять от наймодателя по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт.
До настоящего времени Однолько Ю.В. не подписал акт приема-передачи указанной квартиры и не подал заявление об отказе от квартиры.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по первоначальному иску и встречных исковых требований по следующим основаниям.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность судебного возложения обязанности подписания акта принятия в бессрочное владение и пользование жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 ЖК РФ, государственным жилищным фондом является совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
В части 2 статьи 15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 16 ЖК РФ).
Правообладателем с ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ЕАО, "адрес", является Российская Федерация. Указанное жилое помещение передано в оперативное управление УМВД России по ЕАО.
Решением городской думы МО "Город Биробиджан" ЕАО N от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным общежитиям, в том числе общежитию, расположенному по адресу: ЕАО, "адрес", был придан статус жилых домов.
Распоряжением главы мэрии города МО "Город Биробиджан" ЕАО N от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён список номеров квартир, присвоенных комнатам в муниципальном общежитии, расположенном по адресу: ЕАО, "адрес", 2, 3, 4 Указанным распоряжением спорному объекту недвижимости присвоен N.
На основании постановления главы мэрии города МО "Город Биробиджан" ЕАО N от ДД.ММ.ГГГГ спорному объекту недвижимости придан статус квартиры.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу, что приобретённое по государственному контракту спорное жилое помещение, является отдельной квартирой.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что спорная квартира, приобретённая на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Российской Федерации и оформленная в оперативное управление УМВД России по ЕАО, не отвечает санитарным, техническим нормам и не пригодна для проживания.
Согласно акту обследования спорной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого по заявлению Однолько Ю.В. отделом архитектуры и градостроительства мэрии города МО "Город Биробиджан" ЕАО, при осмотре квартиры не обнаружены несоответствия плана в соответствии с техническим паспортом (перепланировка не произведена).
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу пункта 2 части 1 статьи 16, пункта 2 части 2 статьи 19 ЖК РФ спорная квартира относится к жилым помещениям государственного жилищного фонда, и в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ может быть предоставлена гражданам по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
В силу статьи 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 ЖК РФ оснований снятия их с учёта.
Апелляционная инстанция пришла к выводу, что поскольку спорная квартира была приобретена Российской Федерацией и выделена для целей предоставления сотрудникам УМВД России по ЕАО, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, по договору социального найма, то жилищно-бытовая комиссия УМВД России по ЕАО вправе была распределить спорное жилое помещение Однолько Ю.В, как своему бывшему сотруднику. Решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с регламентом, подписано председателем, 8 членами комиссии, секретарем.
Однолько Ю.В. не утратил право на улучшение жилищных условий, не исключен из очереди на улучшение жилищных условий, право на получение иного жилого помещения за ним сохраняется.
Каких-либо нарушений прав Однолько Ю.В. УМВД России по ЕАО не допустило, оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения в данном случае не усматривается.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается, считая их правильными.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Однолько Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.