Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Тертишниковой Л.А, Мулярчика А.И, при секретаре Грейсман А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-98/2021 по административному исковому заявлению Абловой Нины Борисовны к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заинтересованного лица администрации г. Иркутска на решение Иркутского областного суда от 14 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А, пояснения представителя заинтересованного лица администрации г. Иркутска - Помазановой А.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Абловой Н.Б. - Конякина В.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции.
УСТАНОВИЛА:
Аблова Н.Б. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 декабря 2018 года в размере 43 515 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец указала, что являлась собственником земельного участка до 22 июля 2019 года, установленная на 3 декабря 2018 года кадастровая стоимость в размере 90 322 469, 38 рублей значительно превышает его рыночную стоимость - 43 515 000 рублей, определенную в отчете об оценке ООО "Центр экспертизы и управления собственностью" N 7/2021, что влечет увеличение размера земельного налога.
Решением Иркутского областного суда от 14 апреля 2021 года административное исковое заявление Абловой Н.Б. удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под эксплуатацию производственной базы, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, равной его рыночной стоимости в размере 43 515 000 руб. по состоянию на 3 декабря 2018 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 11 марта 2021 года.
Не согласившись с решением суда, заинтересованным лицом администрацией г. Иркутска подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Абловой Н.Б.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что оценщиком в недостаточной степени произведен обзор сегмента рынка земельных участков производственно-складского назначения расположенных в г. Иркутске, что не позволяет сделать вывод о диапазоне цен на рынке земельных участков за период с 1 января 2018 года по 3 декабря 2018 года. Полагает, что в части корректировки на площадь, имеет место несоответствие исследования выводам отчета. Для более правильного определения стоимости земельного участка, по мнению подателя жалобы, оценщику целесообразно проведение расчета рыночной стоимости земельного участка на основе одного из обязательных подходов - доходного. Доказательства невозможности его применения отсутствуют. Обращает внимание, что судебная оценочная экспертиза, несмотря на представленные возражения администрации г. Иркутска судом назначена не была. Оценщик допрошенный свидетелем не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, поэтому его выводы в отчете не могут приниматься как достоверные.
Административный истец в лице своего представителя в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.
Участвующие в судебном заседании посредством использования средств видеоконференц-связи представитель заинтересованного лица администрации г.Иркутска - Помазанова А.С. настаивала на доводах апелляционной жалобы, представитель административного истца Конякин В.А. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Аблова Н.Б. с 3 декабря 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36 "данные изъяты" "данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым номером 38: "данные изъяты" в кадастровом квартале 38:36:000031 образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000031:21504, 38:36:000031:21774, 38:36:000031:22452 и частично земельного участка с кадастровым номером 38:36:000031:22453, которые принадлежали на праве собственности административному истцу и поставлен на кадастровый учет 3 декабря 2018 года.
22 июля 2019 года земельный участок с кадастровым номером 38:36: "данные изъяты" снят с государственного кадастрового учета.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года N 239-пп) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года; утверждены результаты определения средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования; утвержден средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Иркутской области.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 февраля 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36: "данные изъяты" определена по состоянию на 3 декабря 2018 года в размере 90 322 469, 38 руб. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН) отсутствуют. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 3 декабря 2018 года. Дата начала применения кадастровой стоимости - 3 декабря 2018 года.
В отзыве на административное исковое заявление Управление Росреестра по Иркутской области указывает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36: "данные изъяты" была определена Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности и 3 декабря 2018 года в ЕГРН в отношении указанного земельного участка внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2165, 02 руб. за 1 кв.м. и кадастровой стоимости земельного участка в размере 90 322 469, 38 руб. (л.д. 177-178 т.1)
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области в своем отзыве на административное исковое Абловой Н.Б. также указывает, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36: "данные изъяты" рассчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" с применением удельного показателя, утвержденного в Приложении N 2 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области". Удельный показатель кадастровой стоимости - 2165, 02 руб. за 1 кв.м, кадастровая стоимость составляет 90 322 469, 38 руб.(л.д. 201-202 т.1)
Исходя из положений статей 24.15, 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из изложенного следует, что в случаях включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости такого объекта недвижимости по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, определившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Поскольку судом первой инстанции акт об утверждении оспариваемой кадастровой стоимости в размере 90 322 469, 38 руб. истребован не был, суд апелляционной инстанции направил запрос Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области с просьбой предоставить акт об утверждении кадастровой стоимости в размере 90 322 469, 38 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36: "данные изъяты" "данные изъяты"
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области предоставлен акт определения кадастровой стоимости на земельный участок с кадастровым номером 38:36: "данные изъяты" в размере 90 322 469, 38 руб. от 3 декабря 2018 года.
Таким образом, в данном случае органом, определившим оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Судом первой инстанции данное лицо в качестве административного ответчика не привлекалось.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Из взаимосвязанных положений приведенных пунктов 7 и 31 Постановления N 28 следует, что в делах о пересмотре кадастровой стоимости в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, осуществившего функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Таким образом, в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по его административному иску, суд вправе по собственной инициативе привлечь надлежащего административного ответчика. Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.
В нарушение названных положений суд не истребовал акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, не установилорган, утвердивший результаты определения его кадастровой стоимости и не привлек надлежащего административного ответчика по спору, равно как и не поставил перед административным истцом вопрос о привлечении его к участию в административном деле.
Суд первой инстанции должен был определить лиц, участвующих в деле, чтобы разрешение спора не повлекло нарушения прав либо освобождения от обязанности лиц, к участию в деле не привлеченных либо привлеченных в ином процессуальном статусе.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу не приняты.
Рассмотрев требование об оспаривании кадастровой стоимости без привлечения к участию в административном деле органа, утвердившего результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости в качестве административного ответчика, суд первой инстанции фактически принял решение о его правах и обязанностях в процедуре, не предусмотренной законодательством об административном судопроизводстве.
Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует разрешить вопрос о вступлении в дело надлежащего административного ответчика, выполнить иные обязанности суда по подготовке дела к судебному разбирательству, установленные статьей 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и по результатам судебного разбирательства вынести законное и обоснованное решение.
Изложенные в поданной апелляционной жалобе доводы, касающиеся существа обжалуемого судебного акта, могут быть заявлены при новом рассмотрении данного дела, в связи с чем их оценка судебной коллегией не проводится.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского областного суда от 14 апреля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Иркутский областной суд.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.