Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Жудова Н.В, Смирновой Е.Д, с участием прокурора Русакова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ярославской области на апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г. (дело N 66а-6246/2020), вынесенные по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Аквалайф" о признании недействующим в части пункта 5.1 приложения к порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N710-п, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, заключение прокурора, объяснения представителя Правительства Ярославской области Серебряковой А.Н, представителя Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Моисеевой В.Н, представителя ООО "Аквалайф" Кузиной О.Ю, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N710-п установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (далее - постановление Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года N710-п), которое размещено в издании "Губернские вести" от 06 февраля 2009 года, N13 (1773).
3 апреля 2020 г. Правительством Ярославской области принято постановление N303-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 N 710-п".
В приложении к порядку под пунктом 5.1 утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешённого использования "Спорт (5.1)" для города Ярославля, согласно которому ставка арендной платы за земельный участок для городских округов города Ярославля и города Рыбинска составляет 4, 1 процента, максимальная ставка арендной платы за земельный участок - 6, 0 процентов.
Общество с ограниченной ответственностью "Аквалайф" (далее - ООО "Аквалайф"), являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером N обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 5.1 приложения к порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N710-п, в части установления ставки арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "Спорт (5.1)" для города Ярославля в размере 4, 1% (графа 3 таблицы), максимальной ставки арендной платы за такие участки в размере 6% (графа 5 таблицы).
В обоснование доводов общество указало на то, что при принятии оспариваемого акта административным ответчиком нарушены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, закрепленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582. Не соблюден принцип экономической обоснованности, поскольку в самом тексте оспариваемого постановления указание на какое-либо экономическое обоснование утверждённых ставок отсутствует, а ставка арендной платы 4, 1% в 8 раз превышает действовавшую до ее введения ставку в размере 0, 5%. Кроме того, административным ответчиком не учтена необходимость поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога. При принятии оспариваемых норм не принят во внимание запрет необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.
Решением Ярославского областного суда от 31 августа 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований ООО "Аквалайф" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г, решение Ярославского областного суда от 31 августа 2020 г. отменено, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5.1 приложения к порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года N710-п, в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 4, 1%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 6% по виду разрешенного использования "Спорт 5.1".
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя ООО "Аквалайф" Кузьминой О.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 июня 2021 г, представитель Правительства Ярославской области Хонина А.М, просит об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права, указывая, что расчет арендной платы произведен расчетным путем и на основании рыночных данных, итоговая ставка по виду разрешенного использования земельного участка определена путем сопоставления результатов расчетов, полученных двумя способами. В расчетной части ставки арендной платы определены по группам видов разрешённого использования с применением показателей установленных для каждой конкретной группы по Справочнику оценщика недвижимости 2018 г. Лейфера Л.А. Экспертом в соответствии с классификацией предлагаемой Справочником земельный участок также отнесен к сегменту рынка земельные участки "под торгово-офисную застройку". Помимо этого использовались земельные участка с видом разрешенного использования "предпринимательство" и "социальное обслуживание". Группировка видов разрешенного использования земельных участков в расчете осуществлена в соответствии с сегментацией, установленной Методическими указаниями о ГКО. Отчеты о рыночной стоимости ежегодной арендной платы, использованные при расчёте ставки арендной платы, составлены независимым оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Неоднородность рынка учтена в расчёте арендной платы и при определении ставки на основании рыночных данных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами оспариваемое в части постановление Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов" принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В приложении к порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному названным нормативным правовым актом, установлены ставки арендной платы за поименованные земельные участки. Под пунктом 5.1 утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешённого использования "Спорт (5.1)", которая для городских округов города Ярославля и города Рыбинска составляет 4, 1 процента, максимальная ставка арендной платы за земельный участок - 6, 0 процентов.
Представленные в материалы дела расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов, утвержденный директором Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области 12 декабря 2019 г, правомерны не приняты судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу, так как доходность земельного участка не устанавливалась и не учитывалась, многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ природных условий, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности организаций, государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, предоставляемых субсидий, иных показателей, объективно отражающих возможности арендаторов, расчетов на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, представленный документ не содержит; отсутствует анализ обоснованности изменения размера арендной платы, увеличившийся для административного истца в восемь раз.
Из содержания расчета и финансово-экономического обоснования усматривается, что ставки арендной платы для сегмента рынка "Отдых (рекреация)" (5), к которому рабочей группой отнесены земельные участки с видом разрешенного использования "Спорт", были определены на основании рыночных данных, полученных в другом сегменте рынка - "Общественное использование" (3), без применения корректировок на разное функциональное назначение земельных участков.
Доказательств того, что административным органом проводилось исследование сегмента рынка, анализ рыночной информации по сделкам и предложениям по аренде, устанавливались сведения, свидетельствующие об отсутствии рыночной информации по сегменту рынка "Отдых (рекреация)" и виду разрешенного использования "Спорт (5.1)", в материалы дела не представлено. Кроме того, рабочей группой не учтено, что земельные участки с видом разрешенного использования "Спорт (5.1)" согласно приложению N 1 к поименованным Методическим указаниям включены не только в сегмент рынка "Общественное использование", но и в сегменты "Предпринимательство", "Отдых (рекреация)".
Судом верно отмечено, что при расчете арендной ставки расчетным путем использована скидка, побуждающая платежеспособного собственника улучшений отказаться от выкупа земельного участка в пользу долгосрочной аренды, которая немотивированно определена как скидка на торг; ее значение, а также значение коэффициента капитализации, определены в размерах, приведенных в справочных материалах для земельных участков под офисно-торговую недвижимость без соответствующих корректировок на вид разрешенного использования.
По изложенным основаниям, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о соблюдении принципа экономической обоснованности, поскольку соблюдение данного принципа компетентным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. Вместе с тем таких сведений материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы не содержат сведения, свидетельствующие о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, и на вывод суда о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 29 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", следует, что в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационная жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
кассационную жалобу Правительства Ярославской области оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.