Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года по административному делу N 2а-5660/2020 по административному исковому заявлению Рудого В.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений об отказе в утверждении схем расположения земельных участков.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Рудый В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения Министерства имущественных и земельных отношений, выраженные в письмах от 17 июня 2020 года N13599/12.4-21, N13600/12.4-21, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявления от 24.04.2020 (вх. NN10342, 10346).
В обосновании своих требований указал, что решениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), оформленными письмами от 17.06.2020 N13599/12.4-21, N13600/12.4-21, отказано в удовлетворении заявлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков для организации аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. Отказ обоснован тем, что в отношении испрашиваемого по заявлению N10342 земельного участка установлено пересечение границ с границами земельного участка с кадастровым номером N, расположение испрашиваемого земельного участка в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у озера Лососинное и на территории природного парка "Лососиный", испрашиваемый земельный участок располагается в пределах территории общего пользования - береговой полосы озера Черный омут - в связи с чем, не может быть предметом аукциона. В отношении испрашиваемого по заявлению N10346 земельного участка установлено, что на представленной схеме не отображены сведения о расположении границ объекта естественного происхождения, испрашиваемый земельный участок располагается в пределах территории общего пользования - береговой полосы озера Черный омут - в связи с чем не может быть предметом аукциона, расположение испрашиваемого ильного участка в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у озера Лососинное и на территории природного парка "Лососиный", на испрашиваемом земельном участке положен специальный защитный лес.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года административные исковые требования удовлетворены, признаны незаконными решения Министерства от 17.06.2020 N13599/12.4-21, N13600/12.4-21. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Рудого В.С. от 24.04.2020 (вх. NN10342, 10346). С административного ответчика взысканы расходы по оплате государственной пошлины в пользу Рудого В.С. в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 мая 2021 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия просит об отмене судебных постановлений, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что испрашиваемый земельный участок согласно прилагаемой к заявлению схемы, частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта - озера Черный омут на расстоянии 15, 5 м. от уреза воды, ввиду чего данный земельный участок не может быть предметом аукциона на основании пп.18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ. Согласно Генеральному плану Нововилговского сельского поселения, утвержденного решением Совета Прионежского муниципального района от 22.03.2016 N 3, испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у оз. Лососиное и на территории природного парка "Лососиный". На прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не отражены в полном объеме сведения о местоположении границ объекта естественного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (озеро).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения закона допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 3598 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и дальнейшего строительства базы отдыха, местоположение - "адрес", земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала N. На данном земельном участке расположен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, наименование - база отдыха в районе озера Лососинное, площадью 594, 8 кв.м, который находится в собственности заявителя.
24.04.2020 Рудый В.С. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно которому в связи с необходимостью увеличения территории базы отдыха и благоустройства прилегающей территории просил утвердить прилагаемую к заявлению схему расположения земельного участка площадью 831 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для благоустройства территории, устройства троп и дорожек, расположенного в западной части квартала N Прионежского района Республики Карелия. Заявление зарегистрировано под вх. N10342.
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17.06.2020 N13599/12.4-21, вынесенным по заявлению от 24.04.2020 N10342, в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка для организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 831 кв.м, цель использования - для благоустройства территории, устройства троп и дорожек, отказано со ссылкой на положения пп. 1, пп.3 п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9, пп. 18 п.8 ст.39.11 ЗК РФ по мотивам: несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N762 (при загрузке координат характерных точек испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС "ИнГЕО" выявлено пересечение границ испрашиваемого участка с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N); образования испрашиваемого земельного участка в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у оз.
Лососинное и на территории планируемого природного парка "Лососинный"; частичного расположения испрашиваемого земельного участка в пределах территории общего пользования (указанный в заявлении вид разрешенного использования входит в состав вида разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования" (код 12.0), испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта - оз. Черный омут).
24.04.2020 административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно которому в связи с необходимостью увеличения территории базы отдыха за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, и строительства дополнительного гостевого дома, привлечения большего числа гостей и развития туризма просил утвердить прилагаемую к заявлению схему расположения земельного участка, площадью 1986 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для строительства гостевого дома, расположенного в западной части кадастрового квартала N Прионежского района Республики Карелия (заявление зарегистрировано под вх. N10346).
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по заявлению от 24.04.2020 (вх. N10346), оформленным письмом от 17.06.2020 N13600/12.4-21, в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка для организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 1986 кв.м, цель использования - для строительства гостевого дома, отказано ссылкой на положения пп.1, пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9, п.2 ст.7, пп.18 п.8 ст.39.11 ЗК РФ по мотивам: несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N762 (в схеме не отражены в полном объеме сведения о местоположении границ объекта естественного происхождения, облегчающие ориентирование на местности (озеро)); частичного расположения испрашиваемого земельного участка в пределах территории общего пользования (испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы водного объекта - оз. Черный омут); образования испрашиваемого земельного участка в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у оз. Лососинное и на территории планируемого природного парка "Лососинный"; расположения на испрашиваемом участке специального защитного леса.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, которыми он руководствовался при принятии оспариваемых решений.
Однако такие выводы противоречат действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно п.6 ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет образования земельных участков, приводящий к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушающий требования, установленные этим же Кодексом и другими федеральными законами.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (статья 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно пункту 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к таким территориальным зонам как рекреационные (часть 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий и иных обстоятельств; форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункты 2, 12).
Подпунктом 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Постановлением Правительства Республики Карелия от 24.06.2019 N263-П постановлено создать на территории Прионежского муниципального района природно-рекреационную территорию регионального значения "Побережье озера Лососинного" общей площадью 163, 4 га в кварталах 74-77, 87 Лососинского лесничества (по материалам лесоустройства) Лососинского участкового лесничества Прионежского лесничества. Природно-рекреационная территория расположена на территории Прионежского муниципального района, в 10 км на юго-запад от города Петрозаводска, в части кварталов 74-77, 87 Лососинского лесничества (по материалам лесоустройства) Лососинского участкового лесничества Прионежского лесничества (в границах земельных участков с кадастровыми номерами N).
Согласно части 3 статьи 311 КАС РФ при оставлении апелляционной жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются.
Однако, в нарушение указанных положений, доводы апелляционной жалобы о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы, на расстоянии 15, 5 м от уреза воды, судом апелляционной инстанции не рассмотрены, судом первой инстанции данные обстоятельства не были установлены, а отклонены со ссылкой на отсутствие запрета на предоставления на праве аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе.
Пункт 16 этой же статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка называет несоответствие такой схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12, а также разработку схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9. Земельного Кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункты 1, 3).
Оценивая довод апелляционной жалобы о том, что на прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не отражены в полном объеме сведения о местоположении границ объекта естественного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (озеро), апелляционная инстанция в нарушение ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации посчитала, что неотображение озера, расположенного к северо-востоку от испрашиваемого земельного участка, несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям действующего законодательства не влечет, ввиду того, что для установления обстоятельства, находится ли испрашиваемый земельный участок в зоне с особыми условиями использования территории административным истцом представлено необходимое количество данных, в том числе координаты характерных точек границ земельного участка.
При этом, суд апелляционной инстанции, указал на отсутствие доказательств нахождения испрашиваемых земельных участков в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у оз. Лососинное и на территории планируемого природного парка "Лососинный", без установления данных обстоятельств на основании документов территориального планирования и не принимая во внимание и не дав оценки имеющимся в материалах дела выкопировкам карт расположения испрашиваемого земельного участка. Кроме того, не дали оценки тому, что земельный участок согласно Генеральному плану Нововилговского сельского поселения, утвержденного решением Совета Прионежского муниципального района от 22.03.2016 N 3, расположен в пределах границ территории планируемого размещения рекреационной зоны у оз. Лососиное и на территории природного парка "Лососиный".
Из отзыва на административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, а также приложения подтверждающих отзыв материалов следует, что в кварталах NN 74, 75, 76, 77 Лососиного участкового лесничества Прионежского лесничества, в целях осуществления рекреационной деятельности в постоянное бессрочное пользование БПРУ РК "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия" предоставлены земельные участка. Испрашиваемые административным истцом земельные участки, отображенные на схемах, частично расположены в границах особо-охраняемой природной территории природно-рекреационной территории регионального значения "Побрежье озера Лососиного".
Поскольку суд апелляционной инстанции не установилвсе обстоятельства, необходимые для разрешения настоящего спора, не оценил доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционное определение следует отменить полностью с направлением дела на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия (пункт 2 части 1 статьи 329 КАС РФ).
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит проверить обоснованность и дать оценку доводам заявителя, содержащимся в апелляционной жалобе. Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года по административному делу N 2а-5660/2020 - отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.