Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Конаныхин В.П. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 февраля 2021 года по административному делу N 2а-5517/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по г. Калининграду к Конаныхин В.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Калининграду обратилась в суд с административным иском, в котором просили взыскать с ответчика в доход бюджета недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 29354 руб. и пени 250, 49 руб, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 6884 руб, пени в размере 58, 75 руб, а всего 36547, 24 руб.
В обоснование требований указали, что Конаныхин В.П. имеет статус адвоката и в силу положений ст. 419 Налогового кодекса РФ обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Страховые взносы за 2019 год в установленный законом срок ответчиком не уплачены, поэтому ему было направлено требование об уплате страховых взносов N 9892 от 11 февраля 2020 года. Так как ответчик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов, ему начислены пени. Мировым судьей 05 июня 2020 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении должника.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 декабря 2020 года, с учетом определения от 28 декабря 2020 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 февраля 2021 года, административный иск Межрайонной ИФНС России N 8 по г. Калининграду удовлетворен. С Конаныхина В.П. взысканы в доход бюджета страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 руб. и пени - 250, 49 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 руб, пени - 58, 75 руб, а всего 36547, 24 руб. С Конаныхина В.П. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1296 руб, На судебные акты Конаныхиным В.П. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с тем, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам по делу. Указывает, что он не был извещен о времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции он представил доказательства уплаты страховых взносов за 2019 год. О том, что платежи перенаправлены налоговой инспекции в уплату недоимки за 2017 год, он не был уведомлен. Произведённые в 2017 году платежи в пенсионный фонд, не были отражены в налоговой инспекции.
В возражениях на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 8 по г. Калининграду просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что ввиду не указания ответчиком налогового периода, за который им производится оплата и наличием недоимки за 2017 года, программным обеспечением Инспекции платежи, произведенные в 2019 году, были направлены на погашение недоимки за 2017 год. С заявлением о перенаправлении платежей ответчик в Инспекцию не обращался.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Основания для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Судами установлено, что в Межрайонной ИФНС России N 8 по городу Калининграду на учете состоит в качестве налогоплательщика Конаныхин В.П, который является адвокатом и состоит в реестре адвокатов (деятельность адвоката в 2019 году не прекращена), в связи с чем обязан платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
В связи с неисполнением ответчиком обязанностей налогоплательщика, в его адрес 18 февраля 2020 года направлено требование N 9892 по состоянию на 11 февраля 2020 года об уплате недоимки по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год на сумму 29354 руб. и пени 250, 49 руб, недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год на сумму 6884 руб. и пени 58, 75 руб. со сроком исполнения до 07 апреля 2020 года.
Указанные требования налогового органа ответчиком не исполнены.
05 июня 2020 года мировым судьей 5-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда, в связи с поступившими возражениями Конаныхина В.П. относительно исполнения судебного приказа, налоговому органу в выдаче судебного приказа отказано по мотиву того, что требование налогового органа не является бесспорным.
В установленный законом шестимесячный срок Межрайонная ИФНС России N 8 по городу Калининграду обратилась с иском о взыскании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки не была произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год и образовавшаяся недоимка подлежит взысканию с административного ответчика.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Процедура взыскания недоимки по налогам и страховым взносам с должника регламентируется положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании абзаца 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 1 статьи 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 НК РФ).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (п. 2 ст. 432 НК РФ).
Судом апелляционной инстанции обоснованно не приняты представленные административным ответчиком документы, подтверждающие оплату недоимки по страховым взносам, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, то есть на расчетный счет Пенсионного фонда, где у ответчика имелась недоимка, исчисленная ПФ РФ до 01 января 2017 года.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.
В случае отсутствия задолженности по страховым взносам на ОПС за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и одновременно наличия переплаты по налогу ПФ РФ по соответствующему заявлению налогоплательщика подтверждает его право на возврат излишне уплаченного налога, после чего возврат осуществляется налоговым органом.
В силу положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Судами установлено, что с заявлением в налоговый орган о перенаправлении (зачете) платежей ответчик не обращался.
Доводы кассационной жалобы о не извещении судом первой инстанции получили оценку в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 февраля 2021 года и правомерно отклонены как необоснованные, поскольку извещения направляись ответчику по месту его регистрации. Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 февраля 2021 года по административному делу N 2а-5517/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Конаныхин В.П. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 03 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 февраля 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.