Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Широковой Е.А, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воробьева В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 декабря 2020 года по административному делу N 2а-8885/2020 по административному исковому заявлению Воробьева В.В. к заместителю руководителя администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Матвеев В.Ю, администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, возложении обязанности такого согласования.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения Воробьева В.В. поддержавшего доводы кассационной жалобы, заместителя руководителя администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Матвеева В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Воробьев В.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение заместителя руководителя администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Матвеева В.Ю. об отказе в согласовании публичного мероприятия, оформленного письмом от 11 декабря 2020 года N01/1-12/69, и возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме пикетирования, запланированного с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 17 декабря 2020 года на Стефановской площади города Сыктывкара у памятника В.И. Ленину.
В обоснование требований указал, что признание Европейским Судом по правам человека по делу "Каблис против России" своим Постановлением от 30 апреля 2019 года общего запрета публичных мероприятий на Стефановской площади города Сыктывкара, введенного постановлением главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" N9/3483 от 4 сентября 2013 года и пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", нарушающим свободу мирных собраний, как ее гарантирует статья 11 Европейской Конвенции по правам человека. Ссылаясь на выводы, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 ноября 2019 года N 33-П, полагает, что запрет на Стефановской площади города Сыктывкара публичных мероприятий не может и не должен оправдываться деятельностью Конституционного Суда Республики Коми и Арбитражного суда Республики Коми, которая осуществляется в расположенных на площади зданиях. Оспариваемый отказ, по мнению административного истца, не основан на положениях закона, поскольку при его принятии административным ответчиком проигнорированы правовые позиции Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в указанных выше постановлениях, свидетельствует об ограничении права на свободу собраний вне связи с целями, для которых они были предусмотрены. Принятое об отказе решение не содержит выводов о том, каким образом планируемое публичное мероприятие могло бы оказать давление на суд либо создало иную угрозу конституционно-охраняемым ценностям.
Кроме того, административным ответчиком, по мнению административного истца, не приняты во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении N573-0-0 от 17 июля 2007 года, согласно которым при определении территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам применительно к положениям пункта 9 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", власти обязаны исходить из действующего законодательства РФ, то есть учитывать фактически используемую этими объектами площадь земельный участков и границы смежных земельных участков, а не действовать произвольно. Площадка у памятника В.И. Ленину не входит в территорию земельных участков, на которых располагаются здания Конституционного Суда Республики Коми и Арбитражного суда Республики Коми, в связи с чем, полагает, что заявленное место проведения публичного мероприятия не является территорией, прилегающей к зданиям, занимаемым судами. Указал, что заявленное публичное мероприятие в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников пять человек не является культурно-массовым мероприятием и не подпадает под действие пункта 11 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года N16 "О введении режима повышенной готовности".
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 декабря 2020 года, Воробьеву В.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2021 года, Воробьев В.В, настаивая на доводах, изложенных в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе, просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права и неправильным установлением обстоятельств по делу.
В возражениях на кассационную жалобу администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 декабря 2020 года организатор публичного мероприятия Воробьев В.В. обратился в администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" с уведомлением о проведении с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 17 декабря 2020 года публичного мероприятия в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников до пяти человек у памятника В.И. Ленину на Стефановской площади города Сыктывкара, преследующего цель выдвижения требований к Государственному Совету Республики Коми по вопросу распределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Коми.
По итогам изучения полученного органом местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, его организатор письмом N 01/1-12/69 заместителя руководителя администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Матвеева В.Ю. от 11 декабря 2020 года уведомлен о несогласовании проведения публичного мероприятия на заявленной в уведомлении территории, поскольку она входит в границы территории, непосредственно прилегающей к зданиям, в которых расположены Конституционный Суд Республики Коми по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8, и Арбитражный суд Республики Коми по адресу: г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 60, где проведение публичных мероприятий запрещено законом. Кроме того, письмо отображает в качестве основания несогласования проведения заявленного публичного мероприятия установленный Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года N16 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Главы Республики Коми от 27 ноября 2020 года N130) в целях предотвращения распространения на территории Республики Коми коронавируса запрет до 15 января 2021 года на территории Республики Коми культурно-массовых, зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемое решение органа местного самоуправления является законным и обоснованным, поскольку заявленное организатором место проведения публичного мероприятия расположено в границах территории, непосредственно прилегающей к зданиям, в которых располагаются Конституционный Суд Республики Коми и Арбитражный суд Республики Коми, где проведение публичных мероприятий прямо запрещено законодателем в положениях части 2 статьи 8 приведенного выше Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а введение на территории Республики Коми режима функционирования "повышенная готовность" является самостоятельным основанием для отказа в проведении публичных мероприятий.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", основополагающим принципом которых является законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, иных законодательных актов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54- ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями части 3 статьи 12 приведенного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Постановлением главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 29 октября 2008 года N10/4161 в соответствии с пунктом 9 статьи 2 и части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статей 28, 44, 45 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" постановлено определить на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" перечень мест (земельных участков), на территории которых проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается, согласно приложению (пункт 1).
Такие границы в отношении территории, непосредственно прилегающей к зданию Конституционного Суда Республики Коми, определены в радиусе 50 метров от входа в здание суда (пункт 2).
Положения приведенного пункта 2 постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (в редакции 29 августа 2011 года) предусматривали границы в отношении территории, непосредственно прилегающей к зданию Конституционного Суда Республики Коми, в радиусе 150 метров от входа в здание суда.
В установленный в размере 150 метров радиус входила, в том числе площадка, примыкающая к памятнику В.И. Ленину на Стефановской площади города Сыктывкара.
Законность границ территории, непосредственно прилегающей к зданию Конституционного Суда Республики Коми, определенной приведенным радиусом в 150 метров, в границы которого входит и требуемая по настоящему делу организатором публичного мероприятия площадка, примыкающая к памятнику В.И. Ленину, установлена решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2012 года.
В последующем, постановлением главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" 4 сентября 2013 года N 9/3483 в приведенное постановление от 29 октября 2008 года вновь были внесены изменения, которые выразились в исключении установленного ранее в качестве определяющей территорию, непосредственно прилегающую к заданию суда, от входа в него радиуса 150 метров в качестве запрещающей к проведению публичных мероприятий территории, и установлении территории, прилегающей к зданию, занимаемому Конституционным Судом Республики Коми, согласно Приложению N 2 с описанием границ, определяемых пересечениями улиц и проезжих частей с указанием их наименований и номеров строений, располагаемых в описываемых границах.
Рассматриваемый участок в виде площадки, примыкающей к памятнику В.И. Ленину, сохранен в описанных в Приложении N 2 границах территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Конституционный Суд Республики Коми.
Постановлением главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 9 июня 2020 года N 6/1318 в постановление от 29 октября 2008 года N 10/4160 были внесены изменения, которые выразились в дополнении приложением N 4.1, которым определены границы территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Арбитражный суд Республики Коми, по адресу: г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 60, - с описанием границ, определяемых пересечениями улиц и проезжих частей с указанием их наименований и номеров строений, располагаемых в описываемых границах.
Из приведенных положений следует, что площадка, примыкающая к памятнику В.И. Ленину на Стефановской площади в г. Сыктывкаре, находится в границах территории, непосредственно прилегающей к зданиям, в которых расположены Конституционный Суд Республики Коми и Арбитражный суд Республики Коми.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения административного иска, указав, что поскольку публичное мероприятие планировалось на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым Конституционным Судом Республики Коми и Арбитражным судом Республики Коми, в границах которой пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", решением органа местного самоуправления от 29 октября 2008 года N 10/4160 "Об определении мест (земельных участков), установлен запрет на их проведение, оспариваемый административным истцом отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования на заявленной организатором территории, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов организатора публичного мероприятия.
Доводы жалобы о нарушении права истца и не применении судом при рассмотрении дела норм международного права о защите прав человека и основных свобод в интерпретации Европейским Судом по правам человека, получили оценку судом апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 декабря 2020 года по административному делу N 2а-8885/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьева В.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 декабря 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.