Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Выборгского района Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2021 года (N 33а-8796/2021) по административному делу N 2а-6399/2020 по административному исковому заявлению Михайловой Тамары Ефимовны к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании действий, решений, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Синитенко М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михайлова Т.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором, с учетом уточнения требований, просила признать незаконными:
распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года N 799-р о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 25 октября 2019 года N 1916-р об отказе в восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
отказ, содержащийся в письме администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 13 апреля 2020 года, в рассмотрении по существу заявления административного истца о восстановлении ее на указанном виде учета.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просила суд возложить на администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга обязанность восстановить ее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований Михайлова Т.Е. указала, что она с 1984 года состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года N 799-р была снята с данного вида учета с указанием в качестве основания принятого решения на поступившие при проведении актуализации сведения о приобретении административным истцом права собственности на жилой дом в поселке Малышево Выборгского района Ленинградской области.
Административный истец считает, что решение администрации Выборгского района Санкт- Петербурга нарушает ее права, поскольку площадь указанного жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, не должна учитываться при расчете уровня жилищной обеспеченности истца.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска Михайловой Т.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2021 года решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным распоряжения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года N 799-р о снятии Михайловой Т.Е. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также распоряжения этой же районной администрации от 25 октября 2019 года N 1916-р об отказе Михайловой Т.Е. в восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлено признать распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 01 марта 2019 года N 799-р о снятии Михайловой Т.Е. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также распоряжения этой же районной администрации от 25 октября 2019 года N 1916-р об отказе в восстановлении Михайловой Т.Е. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконными. Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга восстановить Михайлову Т.Е. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с даты первичной постановки на данный вид учета - с 4 октября 1984 года. В остальной части решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации Выборгского района Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 1 июля 2021 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального права и оставлении в силе решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 ноября 2020 года.
В обоснование административный ответчик указывает, что на момент принятия оспариваемого решения действия администрации по снятию Михайловой Т.Е. с учета, принадлежащее административному истцу помещение являлось жилым, сведения о переводе помещения в статус нежилого были внесены в Единый государственный реестр недвижимости только в конце 2019 года, в связи с чем на момент принятия оспариваемого решения действия администрации по снятию административного истца с учета были законными и обоснованными, приняты в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемого судебного акта не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Материалами дела установлено, что Михайлова Т.Е. с 12 апреля 2004 года зарегистрирована по месту жительства в одиннадцатикомнатной коммунальной квартире N 7, общей площадью 206, 40 кв.м, в доме 58, корпус 1 по проспекту Луначарского в городе Санкт-Петербург. Совместно с Михайловой Т.Е. с 12 апреля 2004 года зарегистрирована также ее дочь - Михайлова М.Н.
Семья административного истца занимает в квартире две комнаты жилой площадью - 23, 40 кв.м. (11, 80 кв.м. + 11, 60 кв.м.).
Михайлова Т.Е. совместно с дочерью состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилых помещений по договорам социального найма) с 4 октября 1984 года.
В соответствии с решением жилищной комиссии администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и выписки из распоряжения главы указанной районной администрации Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года N 799-р Михайлова Т.Е. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия Михайловой Т.Е. с данного вида учета явилось поступление при проведении актуализации сведений об обеспеченности состоящих на учете граждан жилыми помещениями сведений о наличии у административного истца принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, площадью 72, 1 кв.м, в поселке Малышево Выборгского муниципального района Ленинградской области.
5 апреля 2019 года Михайлова Т.Е. обратилась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о восстановлении ее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указав на то обстоятельство, что жилое помещение, принадлежащее истцу, признано непригодным для проживания.
Данное заявление рассмотрено 26 апреля 2019 года на заседании жилищной комиссии администрации Выборгского района Санкт-Петербурга; принято решение об отказе Михайловой Т.Е. в восстановлении на жилищном учете.
27 сентября 2019 года Михайлова Т.Е. повторно обратилась в администрацию района с заявлением о восстановлении на учет нуждающихся в жилом помещении.
18 октября 2019 года указанное заявление рассмотрено районной жилищной комиссией и принято решение об отказе в восстановлении Михайловой Т.Е. на жилищном учете в связи с отсутствием оснований. В соответствии с указанным решением жилищной комиссии, главой администрации Выборгского района Санкт-Петербурга 25 октября 2019 года издано распоряжения N 1916-р об отказе Михайловой Т.Е. в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении административного иска Михайловой Т.Е, суд первой инстанции исходил из того, что уровень жилищной обеспеченности административного истца не позволяет ей состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, пришел к выводу, что оспариваемые Михайловой Т.Е. распоряжения районной администрации являются законными и обоснованными. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд.
Отменяя указанное решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным распоряжения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года N 799-р о снятии Михайловой Т.Е. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и распоряжения от 25 октября 2019 года N 1916-р об отказе в восстановлении административного истца на указанном виде учета, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма Михайлова Т.Е. не утратила, административный иск подан с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела.
Статьей 15 (части 1, 2) Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Такие жилые помещения признаются объектами жилищных прав граждан.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1), а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).
По смыслу приведенных норм права, при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении и расчете размера жилищной обеспеченности учету подлежат жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности или занимаемые ими по договору социального найма, являющиеся объектами жилищных прав граждан, то есть отвечающее требованиям пригодности для постоянного проживания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 11 января 2018 года на основании договора дарения от 25 декабря 2017 года зарегистрировано право собственности Михайловой Т.Е. на земельный участок N 5, площадью 2 692 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Приморское городское поселение, пос. Малышево, ул. Озерная, а также на жилое здание площадью 72, 1 кв.м, расположенное на данном земельном участке.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 12 марта 2019 года межведомственной комиссией администрации муниципального образования "Приморского городское поселение" Выборгского района Ленинградской области произведено обследование указанного земельного участка и находящихся на его территории построек, по результатам которого межведомственная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для признания указанного выше жилого дома непригодным для проживания.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования "Приморского городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 01 апреля 2019 года N 294 жилой дом, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Приморское городское поселение, п. Малышево, ул. Озерная, признан непригодным для проживания; данный дом переведен в нежилое помещение.
При установленных обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма Михайлова Т.Е. не утратила, поскольку ее жилищная обеспеченность не превышает как учетную норму площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах (15 кв.м.), так и норму предоставления жилых помещений, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", составляющую 18 кв.м, общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек. При этом стоимость земельного участка, а также стоимость нежилого строения и хозяйственных построек на земельном участке, не может служить основанием для снятия Михайловой Т.Е. с нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку критерий малоимущности гражданина, как основания для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, введен Жилищных кодексом Российской Федерации с 1 марта 2005 года, тогда как Михайлова Т.Е. принята на учет с 4 октября 1984 года, в связи с чем, в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", такой критерий не может учитываться при проведении актуализации данных и решении вопроса о снятии Михайловой Т.Е. с учета.
Доводы кассационной жалобы о том, что сведения о переводе принадлежащего Михайловой Т.Е. помещения по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Приморское городское поселение, пос. Малышево, ул. Озерная, в статус нежилого были внесены в Единый государственный реестр недвижимости в конце 2019 года, о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права не свидетельствуют, поскольку из материалов дела усматривается, что на момент принятия распоряжения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 1 марта 2019 года N 799-р о снятии Михайловой Т.Е. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма указанное помещение фактически не отвечало требованиям пригодности для постоянного проживания.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку Михайловой Т.Е. в период с марта 2019 года по апрель 2020 года предпринимались попытки досудебного урегулирования возникшего спора, о чем свидетельствуют многочисленные обращения административного истца в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлениями о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а последний ответ администрации Выборгского района Санкт- Петербурга на обращение истца от 12 марта 2020 года о восстановлении на жилищном учете датирован 13 апреля 2020 года, суд апелляционной инстанции также обоснованно пришел к выводу о том, что административный иск Михайловой Т.Е. подан 2 июня 2020 года с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, проверять правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.