Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Рогачевой В.В. и Белинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония N29 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года по делу N2-6356/2020 по иску Арефьева Владимира Алексеевича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми и Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N29 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о взыскании ежемесячной поощрительной выплаты.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Арефьев В.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности произвести перерасчет поощрительной выплаты в процентах к должностному окладу, как награжденному государственной наградой - медалью "За спасение погибавших".
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования, просил взыскать с ответчиков сумму перерасчета поощрительной выплаты в процентах к должностному окладу, как награжденному государственной наградой - медалью "За спасение погибавших", за период с 05.07.2017 по 12.01.2020 в размере 28.815 руб. 82 коп.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года, с ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми в пользу Арефьева В.А. взыскана сумма перерасчета поощрительной выплаты в процентах к должностному окладу, как награжденному государственной наградой - медалью "За спасение погибавших", за период с 05.07.2017 по 12.01.2020 в размере 28.815 руб. 82 коп.
В удовлетворении иска к УФСИН России по Республике Коми Арефьеву В.А. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 05 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 мая 2021 года, ответчик ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми просит об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года, с вынесением по делу нового судебного постановления.
В обоснование своей жалобы ответчик ссылается на пропуск истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с настоящим иском, а также на то обстоятельство, что ежемесячная поощрительная выплата не входит в состав денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, в связи с чем положения п.23 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N269 о возможности перерасчета денежного довольствия за три года назад, на данную выплату не распространяются.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Арефьева В.А. и представителей ответчиков УФСИН по Республике Коми и ФКУ ИК N29 УФСИН по Республике Коми, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Арефьев В.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 05.07.2017; с 20.09.2017 - в должности начальника пожарной части 2 разряда ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.
Приказом от 13.07.2020 N319-лс контракт о службе расторгнут, Арефьев В.А. уволен по п. 4 ч. 2 ст. 84 ФЗ от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В период службы, на основании рапорта от 09.01.2020, приказом от 13.01.2020 N13-лс Арефьеву В.А. установлена ежемесячная поощрительная выплата в процентах к должностному окладу, как награжденному государственной наградой - медалью "За спасение погибавших", в размере 5%.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал, что указанная выплата подлежит установлению с 05.07.2017 (с даты поступления на службу), учитывая, что данный период не будет превышать три года, предшествующих дню установления недоплаты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), ФЗ от 19.07.2018 N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы" (далее - Порядок), Приказом ФСИН России от 15.09.2017 N 935 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам уголовно-исполнительной системы и признании утратившими силу приказов Федеральной службы исполнения наказаний", и исходил из наличия у Арефьева В.А. права на установление поощрительной выплаты к должностному окладу в размере 5% в связи с награждением государственной наградой (медалью "За спасение погибавших") начиная с 05.07.2017. При этом причины пропуска Арефьевым В.А. срока для обращения в суд с настоящим иском признаны судом уважительными, указанный срок восстановлен.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылались ответчики в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
Так, в соответствии с ч.13 ст.2 Закона поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно п.п. 5 "в" п. 2 Приказа ФСИН России от 15.09.2017 N935 сотрудникам уголовно-исполнительной системы, награжденным государственными наградами - медалями СССР, медалями Российской Федерации (за исключением юбилейных медалей) устанавливаются ежемесячные ежемесячные поощрительные выплаты в размере 5% оклада.
При поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему Арефьев В.А. не предоставил документ об имеющейся у него государственной награде "За спасение погибавших" и не указал данные сведения в разделе 14 анкеты "имеете ли вы государственные награды", в связи с чем ежемесячная поощрительная выплата как награжденному государственной наградой ему не выплачивалась.
09 января 2020 года Арефьев В.А. предоставил в отдел кадров УФСИН России по Республике Коми копию удостоверения к имеющейся у него государственной награде, в связи с чем приказом от 13.01.2020 N13-лс ему установлена ежемесячная поощрительная выплата в размере 5% к должностному окладу как награжденному государственной наградой - медалью "За спасение погибавших".
19 марта 2020 года истец обратился к Врио начальника УФСИН России по Республике Коми с рапортом о перерасчете ежемесячной поощрительной выплаты за наличие государственной награды, начиная с 03.07.2017, в удовлетворении которого 08.04.2020 ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что при поступлении на службу им не был представлен документ об имеющейся у него государственной награде и не представлены соответствующие сведения, в связи с чем выплата ему не производилась не по вине работодателя, а по его собственной вине.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные истцом требования, суды правомерно руководствовались п.23 Порядка, согласно которому перерасчет денежного довольствия производится при предоставлении сотрудниками или поступлении в учреждения и органы УИС документов, подтверждающих ранее не известные и не учтенные в личных делах периоды службы сотрудников. При этом денежное довольствие во вновь установленных размерах выплачивается за все подтвержденное время, но не более чем за три года.
Так как истец 09 января 2020 предоставил ответчику документы, подтверждающие наличие у него права на назначение ежемесячной поощрительной выплаты, то суды правомерно обязали ответчика произвести истцу указанную выплату, начиная с 05.07.2017, то есть с даты его поступления на службу в уголовно-исполнительную систему, так как указанный период охватывается установленным Порядком трехлетним сроком.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что п.23 Порядка регламентирует возможность перерасчета денежного довольствия, к которому ежемесячная поощрительная выплата не относится, опровергаются содержанием ч.3 ст.2 Закона, согласно которой денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
При этом в силу ч.6 ст.2 Закона поощрительные выплаты относятся к дополнительным выплатам и входят в состав денежного довольствия сотрудников.
Доводы ответчика о необоснованном восстановлении судами Арефьеву В.А. пропущенного им срока на обращение в суд с настоящим иском также не могут быть признаны обоснованными.
Разрешая ходатайство ответчика о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд и встречное ходатайство истца о восстановлении данного срока, суды приняли во внимание, что истец узнал о нарушении своих прав в апреле 2020 года, после ознакомления с ответом УФСИН России по Республике Коми от 08.04.2020, которым ему было отказано в перерасчете ежемесячной поощрительной выплаты за прошлый период. В суд с настоящим иском Арефьев В.А. обратился 13.08.2020, то есть с пропуском установленного ст.74 ФЗ от 19.07.2018 N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" трехмесячного срока на один месяц.
Признавая уважительными причины пропуска истцом срока для обращения с настоящим иском и восстанавливая ему данный срок, суды руководствовались Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020 и N 239 от 02.04.2020, а также разъяснениями, содержащимися в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики N1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), и приняли во внимание, что с 10.05.2020 истец в течение двух недель проходил лечение, затем в период нахождения в отпуске (с начала июня 2020 года - 59 календарных дней) соблюдал режим самоизоляции ввиду распространения острой коронавирусной инфекции, в том числе, по причине болезни малолетних детей.
Приведённые в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию ответчика с произведенной судами оценкой доказательств и оспариванию установленных ими обстоятельств, послуживших основанием к восстановлению истцу срока на обращение в суд, однако такие доводы не могут послужить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, поскольку в силу ст.ст.67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N29 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.