Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Нестеровой А.А, Кураковой С.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-225/2020 по иску Мишариной О.А. к Некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о возложении обязанности обеспечить капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, установлении судебной неустойки; к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности профинансировать капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, установлении судебной неустойки по кассационной жалобе Мишариной О.А. и ее представителя по доверенности Пинягина Н.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мишарина О.А. обратилась в суд с иском к НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", администрации МО ГО "Сыктывкар", в котором просила возложить на НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обязанность обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома N по "адрес" в срок, установленный региональной программой (2020 год), возложить на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта указанного многоквартирного дома, установить ответчикам сумму судебной неустойки при неисполнении обязательств.
Заявленные требования мотивированы бездействием НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по реализации региональной программы в части проведения в установленный срок (2020 год) капитального ремонта, который на момент приватизации первого жилого помещения уже нуждался в капитальном ремонте, однако органом местного самоуправления обязанность по проведению ремонтных работ не была исполнена.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04 марта 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Мишарина О.А. и ее представитель по доверенности Пинягин Н.А. ставят вопрос об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04 марта 2021 года, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом, Мишарина О.А. является собственником квартиры N в доме N по "адрес". Многоквартирный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, приватизация первой квартиры в доме состоялась в ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N572.
В данной региональной программе запланировано выполнить в многоквартирном доме N по "адрес" в 2020 году ремонт крыши и систем газоснабжения, в 2022 году - ремонт систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, в 2023 году - фасадов и подвальных помещений, в 2025 году - системы водоотведения, в 2035 году - ремонт фундамента.
Собственники помещений данного многоквартирного дома, оценивая техническое состояние дома как нуждающегося в проведении капитального ремонта, ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании приняли решение о проведении капитального ремонта крыши и систем, крыши, в том числе чердачного помещения и потолочных перекрытий, подвального помещения в многоквартирном доме в 2019- 2020 годах.
Мишарина О.А, наделенная собственниками помещений в многоквартирном доме N по "адрес" соответствующими полномочиями, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения капитального ремонта.
Решением НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", оформленным протоколом Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ N, многоквартирный дом признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные Региональной программой сроки, капитальный ремонт крыши в предусмотренный Региональной программой срок признан нецелесообразным.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 10 августа 2017 года N8/2770 с учетом изменений, внесенных постановлениями от 19 июня 2019 года N 6/1825, от 21 января 2020 года N 1/120 утвержден муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2018- 2020 годы согласно приложению.
Постановлением Правительства Республики Коми от 3 октября 2017 г. N 521 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы (далее - Краткосрочный план), вместе с перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения Краткосрочного плана, и Реестром многоквартирных домов по видам работ по капитальному ремонту в Республике Коми на 2018 - 2020 годы.
Многоквартирный дом N по "адрес" в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения Краткосрочного плана на 2018-2020 годы включен не был.
Решением Сыктывкарского городского суда от 26 февраля 2020 года по административному делу N2а-3 33/2020 решение комиссии по установлению отсутствия необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ N, в части признания нецелесообразным капитального ремонта крыши дома по адресу: "адрес", в предусмотренный Региональной программой срок, признано незаконным.
Решением Сыктывкарского городского суда от 5 июня 2020 года по административному делу N 2а-1479/2020, вступившим в законную силу 26 октября 2020 года, признаны незаконными действия администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N8/2770 от 10 августа 2017 года, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30 декабря 2013 г. N572, срок - 2020 год капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: "адрес", и в не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов для формирования Краткосрочного плана.
Также решением суда на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N8/2770 от 10 августа 2017 года в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30 декабря 2013 года N 572, срок 2020 год капитального ремонта крыши многоквартирного дома.
Решение Сыктывкарского городского суда от 5 июня 2020 г. по административному делу N 2а-1479/2020 до настоящего времени не исполнено, согласно пояснениям представителя истицы исполнительное производство по решению суда от 5 июня 2020 года возбуждено в ноябре 2020 года.
3 декабря 2020 года комиссия НО РК "Региональный фонд капитального ремонта МКД" по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приняла решение о признании многоквартирного дома N по "адрес" не требующим капитального ремонта крыши в предусмотренный для этого многоквартирного дома Региональной программой срок в целях его переноса на более поздний срок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 166, 168, 182, 190.1, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 5 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 г. N 58-РЗ "О региональном операторе Республики Коми", исходил из того, что региональный оператор Республики Коми обеспечивает проведение капитального ремонта в соответствующем году только в отношении тех многоквартирных домов, которые включены в краткосрочный план региональной программы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми.
Поскольку многоквартирный дом N по "адрес" до настоящего времени не включен в перечни домов, в отношении которых планировалось проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочных планов на 2018 - 2020 годы, утвержденных постановлением администрации от 10 августа 2017 года N8/2770 и постановлением Правительства Республики Коми от 3 октября 2017 года N 521, то бездействия со стороны НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по реализации регионального плана в части проведения капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома допущено не было.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований суд посчитал, что отсутствуют основания для присуждения судебной неустойки.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Из положений подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определилосновные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми".
Реализуя установленные названным Законом Республики Коми полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30 декабря 2013 года N 572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением - средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как установлено судами и указано выше, многоквартирный включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572.
Данной программой предусмотрено проведение в 2020 году в указанном доме ремонта крыши. Вместе с тем, данные работы не были включены в краткосрочный план реализации региональной программы.
Между тем, в силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Установленный Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
Данные нормы не были учтены судами, что повлияло на результат разрешения спора по существу.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04 марта 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04 марта 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.