Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Александровой Ю.К, судей Котиковой О.М, Шевчук Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-314/2020 по иску исполняющего обязанности прокурора Устьянского района Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.о. прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "ГК "УЛК", в котором просил о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора на лесном участке - Октябрьское участковое лесничество (совхоз "Устьянский") квартал N, выдел N (бывший выдел N), площадь занятого свалкой участка - "данные изъяты" га.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что лесной участок находится в аренде у ООО "ГК "УЛК" по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N. В нарушение требований природоохранного законодательства, условий договора аренды лесного участка на указанных лесных участках расположена свалка твердых бытовых отходов, строительного мусора, лесные участки примыкают к площадке временного складирования (размещения) твердых коммунальных отходов от объектов жилищного фонда и социальной сферы, категория земель - земли промышленности, адрес (местоположение): "адрес".
28 июня 2020 года прокуратурой Устьянского района внесено представление ООО "ГК "УЛК" об устранении нарушений природоохранного законодательства. О месте расположения отходов на данных лесных участках ответчику известно, однако должных мер по устранению несанкционированных свалок на указанных лесных участках ООО ГК "УЛК" не предпринимает.
Лицом, обязанным ликвидировать несанкционированную свалку на указанных лесных участках является ООО "ГК "УЛК", обязанное по договору аренды соблюдать санитарные правила по содержанию лесных участков, требования пожарной безопасности.
Несоблюдение ООО "ГК "УЛК" требований природоохранного законодательства по соблюдению санитарно-оздоровительных и пожарных правил, непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 5 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены.
На ООО "Группа компаний "УЛК" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора на лесном участке - Октябрьское участковое лесничество (совхоз "Устьянский") квартал N, выдел N (бывший выдел N), площадь занятого свалкой лесного участка "данные изъяты" га с указанием соответствующих координат поворотных точек.
Взыскана с ООО "Группа компаний "УЛК" в доход бюджета МО "Устьянский муниципальный район" государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2021 года решение суда от 5 ноября 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым иск прокурора оставлен без удовлетворения.
В кассационном представлении исполняющий обязанности прокурора Архангельской области Белогуров С.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2021 года, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационное представление прокурора ООО "Группа компаний "УЛК" критикует доводы жалобы ответчика и содержится просьба об оставлении обжалуемого судебного постановления без изменения, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
ООО УК "Монолит" также в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении кассационного представления.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом, на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО "Устьянская лесоперерабатывающая компания" (правопреемником которого является ООО "ГК "УЛК"), с учетом соглашений от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, арендатору переданы в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ лесные участки на территории Устьянского района, в том числе лесной участок с местоположением: "адрес" квартал N. Согласно договору план расположения лесных участков, их границы и характеристика приведены в приложениях N и N к данному договору, лесные участки имеют кадастровые паспорта.
Согласно информации ГКУ Архангельской области "Устьянское лесничество" от 23 июля 2020 года подтверждается наличие несанкционированной свалки на землях лесного фонда, в том числе на лесном участке Октябрьского участкового лесничества (совхоз "Устьянский") квартал N, выдел N (бывший выдел N), площадь занятого свалкой участка - "данные изъяты" га.
Установлено, что на участке находится действующая свалка твердых бытовых отходов (пластик, стекло, металл, бумага картон), строительного мусора (окна, двери, банки, мешки, плитка, гипсокартон).
Данный лесной участок примыкает к площадке временного складирования (размещения) твердых коммунальных отходов от объектов жилищного фонда и социальной сферы с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, адрес (местоположение): "адрес".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несанкционированная свалка отходов образовалась в границах арендуемой ООО "ГК "УЛК" части лесного участка, которое несет ответственность по его надлежащему содержанию, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность ликвидировать выявленную свалку.
С данными выводами суда не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что момент передачи земельного участка в аренду ответчику в ДД.ММ.ГГГГ на нем находилось накопление отходов, кроме того, из фотографий публичной кадастровой карты, съемки лесоустройства суд установил, что накопление твердых коммунальных отходов на земельном участке ответчика возникло вследствие ненадлежащего содержания, обслуживания и эксплуатации свалки организованной на соседнем земельном участке в виду отсутствия соответствующего ограждения площадки предназначенной для накопления отходов и контроля выгрузки отходов, что не входит в функции ответчика.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 1), охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (часть 3).
В силу статьи 6 того Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42 ЗК РФ).
В примечании к п. 7.8 пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст) указано, что если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Доводы ответчика о том, что прокурором не учтен порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, не опровергают обоснованности иска, поскольку введенный с 1 января 2019 года новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами не освобождает правообладателя земельного участка от установленной законом обязанности надлежащим образом содержать территории, находящиеся в его ведении, и, как следствие, от обязанности устранять негативные последствия для окружающей среды вследствие несанкционированного складирования отходов, в том числе производственных, в этой связи деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает правообладателя земельного участка от обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов.
Таким образом, при рассмотрении данного дела необходимо установить находится ли к моменту рассмотрения дела несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора на лесном участке, отведенном ответчику по договору аренды, сроки устранения выявленных нарушений.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 апреля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.